Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 марта 2007 г. N 78-Г07-13 Решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата правомерно в связи с недостаточным количеством достоверных подписей

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 марта 2007 г. N 78-Г07-13


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.

судей Соловьева В.Н., Еременко Т.И.

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению Регионального отделения политической партии "Социалистическая единая партия России) в Санкт-Петербурге об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии N 77-1.2 от 26 января 2007 г. об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва избирательного объединения Региональное отделение политической партии "Социалистическая единая партия России" в Санкт-Петербурге и обязании зарегистрировать список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением политической партии "Социалистическая единая партия России" в Санкт-Петербурге.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения представителей Санкт-Петербургской избирательной комиссии Громова А.В., Суворовой А.С., представителей Регионального отделения политической партии "Социалистическая единая партия России) в Санкт-Петербурге Кондэ П.В. и Карелина В.В., представителя Центральной избирательной комиссии Воронина Д.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга N 594 от 6 декабря 2006 г. "О дне голосования на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга четвертого созыва" назначена дата голосования на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга четвертого созыва на 11 марта 2007 г. Указанное постановление официально опубликовано в газете "Санкт-Петербургские ведомости" 8 декабря 2006 г. и вступило в законную силу со дня опубликования.

Санкт-Петербургским региональным отделением политической партии "Социалистическая единая партия России" в Санкт-Петербурге в поддержку списка кандидатов в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию представлены документы: подписные листы с подписями избирателей в количестве 111 папок, содержащих 11020 подписных листов с подписями избирателей в количестве 39858, что подтверждается справкой СанктПетербургской избирательной комиссии от 17.01.2007 г.

Согласно протоколу от 17.01.2007 г. проведения случайной выборки (жеребьевки) для определения 20% подписей избирателей, подлежащих проверке, из 39858 отобраны 7971.

Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии N 77-1.2 от 26 января 2007 г. отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением политической партии "Социалистическая единая партия России" в Санкт-Петербурге по тем основаниям, что из проверенных 7951 подписи недостоверными и недействительными были признаны 2465 подписей, или 30,92%.

Не соглашаясь с этим, Региональное отделение политической партии "Социалистическая единая партия России" в Санкт-Петербурге обратилось в суд с заявлением об отмене указанного решения избирательной комиссии и обязании ее произвести регистрацию списка кандидатов от этой партии.

В обоснование заявленных требований представители Регионального отделения сослались на то, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия незаконно привлекла Управление Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (УФМС) к процедуре проверки достоверности собранных подписей, т.к., по их мнению, УФМС является ненадлежащей организацией для осуществления проверки подписей. Кроме того, они полагали, что отсутствие надлежаще оформленных документов (справок) УФМС не позволяет сделать вывод об объективности и достоверности сведений, положенных в основу оспариваемого решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии.

Также незаконно избирательная комиссия привлекла, по их мнению, к проверке подписей избирателей экспертов из числа специалистов органов внутренних дел. Представленные ими заключения составлены с нарушением требований Федерального закона N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". В заключениях отсутствуют данные о ходе, методах и результатах исследований, что, по мнению заявителей, не позволяет сделать какой-либо вывод об объективности сведений, предоставленных экспертами-специалистами городской избирательной комиссии.

Представители Регионального отделения "Социалистическая единая партия России" в Санкт-Петербурге также ссылались на то, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия нарушила их право на присутствие при проведении проверки, так как надлежаще не известила о дате, месте и времени проводимых проверок, чем нарушила действующее законодательство.

Представители Санкт-Петербургской избирательной комиссии по доверенностям Громов А.В. и Суворова А.С. полагали заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 19 февраля 2007 г. заявление Регионального отделения политической партии "Социалистическая единая партия России" в Санкт-Петербурге об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии N 77-1.2 от 26 января 2007 г. об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва избирательного объединения Регионального отделения политической партии "Социалистическая единая партия России" в Санкт-Петербурге и обязании зарегистрировать список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением политической партии "Социалистическая единая партия России" в Санкт-Петербурге, удовлетворено.

Суд обязал Санкт-Петербургскую избирательную комиссию зарегистрировать список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением политической партии "Социалистическая единая партия России" в Санкт-Петербурге.

Указанное решение суд привел к немедленному исполнению. В кассационных жалобах (основной и дополнительной) избирательной комиссией ставится вопрос об отмене решения суда как вынесенного необоснованно, в силу ошибочной оценки установленных обстоятельств и неправильного применения норм избирательного законодательства.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение Санкт-Петербургского городского суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" в поддержку выдвижения списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется Федеральным законом и настоящим Законом Санкт-Петербурга. Количество указанных подписей, которое необходимо для регистрации списка кандидатов, составляет 1 процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории единого избирательного округа.

Согласно п. 2 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" Санкт-Петербургская избирательная комиссия в течение десяти дней обязана проверить соответствие порядка выдвижения списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

В силу п.п. "г" п. 4 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" основанием отказа в регистрации списка кандидатов является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Как установлено судом по делу, отказывая в регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением политической партии "Социалистическая единая партия России" в Санкт-Петербурге избирательная комиссия в решении N 77-1.2 от 26 января 2007 г. указала, что из проверенных 7951 подписи недостоверными и недействительными являются 2465 или 30,92% подписей.

Этот вывод Санкт-Петербургской избирательной комиссии основан на результатах, полученных в ходе проверки сведений о кандидатах в депутаты, включенных в соответствующий список кандидатов, при сборе подписей, оформлении подписных листов, а также достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.

Согласно п. 12 ст. 24 Закона Санкт-Петербурга обнаружение среди представленных подписей избирателей 10 и более процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей или недостаточного для регистрации соответствующего списка кандидатов количества подписей избирателей является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.

Не соглашаясь с выводами избирательной комиссии, суд пришел к выводу о том, что как ведомости проверки подписных листов, так и итоговый протокол не отвечают требованиям п. 10 ст. 24 Закона Санкт-Петербурга, являются незаконными, а поэтому не могли служить основанием к принятию решения N 77-1.2 от 26.01.2007 г. об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением политической партии "Социалистическая единая партия России" в Санкт-Петербурге.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает указанный вывод суда ошибочным по следующим основаниям.

Критически относясь к заключениям экспертов, суд указывает, что действующее законодательство предусматривает возможность использования заключения экспертов, привлеченных к работе избирательной комиссией, но в этом случае заключения указанных специалистов должны быть подготовлены в соответствии с их компетенцией, установленной действующим законодательством. Ни одно из заключений не содержит ссылки на компетенцию специалиста и на то, что они подготовлены в соответствии с их компетенцией, установленной действующим законодательством. Более того, суд согласился с доводами заявителя и его представителей, что представленные заключения экспертов не дают возможности проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов из-за отсутствия в них сведений исследовательской части (л.д. 113-167). Поставив под сомнение компетенцию экспертов, привлеченных к проверке подписных листов, суд оставил по существу без внимания и соответствующей оценки имеющиеся в деле сведения об этом.

Между тем, указанные эксперты являются сотрудниками экспертно-криминалистического центра ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, имеют специальные звания и аттестованы в качестве экспертов. Распоряжением начальника ГУВД все они (9 человек) были направлены в городскую избирательную комиссию в качестве экспертов-почерковедов для проверки подписных листов.

О правомерности направления указанных лиц для работы в избирательной комиссии свидетельствуют следующие суждения суда. В судебном заседании установлено, что согласно письму Санкт-Петербургской избирательной комиссии N 01-12/46 и от 15.01.07 г. (л.д. 225) распоряжением начальника ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области N 8 от 18 января 2007 г. направлены с 17.01.2007 г. в городскую избирательную комиссию эксперты-почерковеды (согласно приложению) для проверки подписных листов. Право подписи справок о результатах проверок достоверности сведений, указанных в подписных листах, начальник ГУВД предоставил начальнику ЭКЦ ГУВД Тимофееву A.M. (л.д. 226).

Таким образом, доводы заявителя о том, что привлечение Санкт-Петербургской избирательной комиссией специалистов экспертов-почерковедов ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области к проверке подписных листов незаконно, суд полагает основанными на ошибочном толковании норм закона. Группа специалистов имела полномочия по проверке достоверности подписей.

Согласно п. 7 ст. 24 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" заключения указанных специалистов, подготовленные в соответствии с их компетенцией, установленной действующим законодательством, могут служить основанием для признания недостоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях.

Действительно, в ходе судебного разбирательства установлено и из представленных заключений на л.д. 113-167 усматривается, что предметом исследований являлись папки с подписными листами. Заключения составлены на официальных бланках МВД России Главного Управления Внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, подписи экспертов заверены печатью, в связи с чем, как полагал суд, заключения являются официальными документами, которые предусмотрены п.п. "а" п. 5 ст. 24 Закона Санкт-Петербурга.

Между тем, нельзя согласиться с выводом суда о том, что отсутствие в заключениях экспертов "сведений исследовательской части" не позволяют проверить их обоснованность.

Из имеющихся в материалах дела заключений усматривается, что все они исполнены на бланке Экспертно-криминалистического центра, содержат необходимые реквизиты (регистрационный номер, дату составления, подпись ответственного лица), сделанные выводы основаны на выявленных недостатках и нарушениях порядка составления конкретных подписных листов. Отражая проведенный комплекс исследований, заключения содержат непосредственное указание на то, в какой папке с подписными листами, в каком листе и в какой строке фальсифицирована подпись избирателя.

При этом все заключения содержат ссылки на то, каким образом это выполнено, в связи с чем сделан вывод о недостоверности подписи.

Допрошенные в судебном заседании эксперты Сысоева Л.А. и Саханова Н.М. пояснили суду как осуществлялась проверка и в силу каких причин делались выводы о недостоверности подписей избирателей.

Таким образом, не имея иных сведений, касающихся экспертов, суд был не вправе ставить под сомнение и фактически давать оценку их компетенции. И как следствие этого опорочить сделанные ими выводы, отраженные в указанных заключениях.

В противоречие собственным суждениям суд совершенно обоснованно при этом отмечает, что право выводов и оценки результатов проверки предоставлено непосредственно избирательной комиссии, которая должна быть убеждена в достоверности представленных специалистами сведений и соответствия составленных документов требованиям закона.

Как видно по делу, сомнений в достоверности и обоснованности представленных экспертами сведений у избирательной комиссии Санкт-Петербурга не возникало.

Суд также не согласился с выводами Адресно-справочной службы УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о количестве подписей избирателей, признанных недействительными.

Критически рассматривая имеющиеся в деле справки указанной службы, суд указал, что они не содержат сведений, дающих основания для признания 1310 подписей избирателей недействительными.

Между тем, допрошенные в судебном заседании представители избирательной комиссии пояснили, что представленные УФМС сведения в изложенном варианте не вызвали у них сомнений, эти же сведения в виде цифр отражены в справках УФМС за подписью Нуждиной (л.д. 105-112), что и послужило основанием к признанию 1310 подписей недействительными.

Как усматривается из указанных справок УФМС, они содержат сведения о том, сколько и какие подписи избирателей (номер строки, подписного листа, папки) признаны не соответствующими действительности.

В большинстве это ссылки на недостатки паспортных данных, указанных избирателями в подписном листе, не соответствие адреса места жительства, регистрация за пределами Санкт-Петербурга и другие.

С учетом этих обстоятельств кассационная инстанция не может согласиться с выводом суда о том, что избирательная комиссия Санкт-Петербурга не располагала полными и конкретными данными, достаточными для признания 2465 подписей избирателей недостоверными или недействительными.

В силу п. 10 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Указанная норма содержит и требования к ведомостям проверки подписных листов, в которых указываются оснований (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.

Как усматривается из материалов дела, итоговый протокол проверки подписных листов, представленных Региональным отделением политической партии "Социалистическая единая партия России", соответствует указанным требованиям, так как содержит сведения, позволяющие сделать вывод о количестве представленных подписей, проверенных и признанных недостоверными или недействительными. В том числе с указанием оснований для таких выводов.

Более того, общее количество недействительных и недостоверных подписей избирателей, выявленных в ходе проверок, заявителями не оспаривалось. Судом также не опровергнуты выводы избирательной комиссии о превышении числа таких подписей более 10 процентов от общего количества отобранных для проверки подписей избирателей. Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.02 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов может быть отменено судом в случае, если будет установлено, что решение было принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона, иных требований, установленных законом.

Поскольку судом не установлено указанных обстоятельств, то оснований к удовлетворению заявления Регионального отделения политической партии "Социалистическая единая партия России" в Санкт-Петербурге об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии N 77-1.2 от 26 января 2007 г. об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва избирательного объединения Регионального отделения политической партии "Социалистическая единая партия России" в Санкт-Петербурге и обязании зарегистрировать список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением политической партии "Социалистическая единая партия России в Санкт-Петербурге", не имелось.

При таких обстоятельствах решение Санкт-Петербургского городского суда от 19 февраля 2007 г. не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене.

Одновременно Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым отказать Региональному отделению "Социалистическая единая партия России" в Санкт-Петербурге в удовлетворении заявленных требований, а также произвести поворот исполнения решения Санкт-Петербургского городского суда от 19 февраля 2007 г.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Санкт-Петербургского городского суда от 19 февраля 2007 г. отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Регионального отделения политической партии "Социалистическая единая партия России" в Санкт-Петербурге об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии N 77-1.2 от 26 января 2007 г. об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва избирательного объединения Регионального отделения политической партии "Социалистическая единая партия России" в Санкт-Петербурге.

Произвести поворот исполнения решения Санкт-Петербургского городского суда от 19 февраля 2007 г. в части обязания Санкт-Петербургской избирательной комиссии зарегистрировать список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением политической партии "Социалистическая единая партия России" в Санкт-Петербурге.


Председательствующий:

В.Н. Пирожков


Судьи:

В.Н. Соловьев



Т.И. Еременко



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 марта 2007 г. N 78-Г07-13


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение