Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 июня 2007 г. N КАС07-269 Политическая партия подлежит ликвидации, поскольку ее численность не соответствует требованиям действующего законодательства

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 июня 2007 г. N КАС07-269


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.

членов коллегии: Манохиной Г.В., Меркулова В.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федеральной регистрационной службы о ликвидации политической партии "Народно-патриотическая партия России" по кассационной жалобе политической партии "Народнопатриотическая партия России" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2007 года, которым заявленное требование удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителя политической партии "Народно-патриотическая партия России" Милосердова В.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Федеральной регистрационной службы Фокиной Г.А., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, Кассационная коллегия установила:

Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о ликвидации политической партии "Народно-патриотическая партия России", указывая на то, что созданная 23 февраля 2002 года и прошедшая государственную регистрацию в сентябре 2002 года политическая партия "Народнопатриотическая партия России" не привела свою численность в предусмотренный для этого срок в соответствие с требованиями абзаца третьего пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О политических партиях" от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ (в редакции Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 168-ФЗ), не преобразовалась в общественное объединение иной организационно-правовой формы и не ликвидировалась.

В подтверждение заявленных требований заявитель указал на то, что в ходе проверки, проведенной Федеральной регистрационной службой в августе 2006 года, в названной политической партии состоит 41119 членов партии, региональные отделения этой политической партии зарегистрированы в 51 субъектах Российской Федерации, в 36 региональных отделениях численность членов политической партии составляет свыше 500 человек, в 2 - менее 250 человек (т. 1 л.д. 10-24).

По уточненным данным Росрегистрации, с учетом вступившего в законную силу решения суда от 18 августа 2006 года по Омскому региональному отделению политической партии НППР, 37 зарегистрированных региональных отделений имели численность свыше 500 членов партии, общее количество членов партии составляло 42120 человек (т. 1 л.д. 79-81).

В адрес 33 региональных отделений политической партии вынесены письменные предупреждения о нарушении федерального законодательства и (или) устава НППР. В 2006 году были ликвидированы в судебном порядке 4 региональных отделения политической партии (в Красноярском крае, Рязанской, Самарской и Тамбовской областях).

Верховный Суд РФ постановил решение, которым заявленное требование удовлетворено.

В кассационной жалобе политическая партия ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным, полагая, что выводы суда не основаны на законодательстве, не соответствуют обстоятельствам дела и не подтверждены достаточными доказательствами, исследованными в судебном заседании.

В жалобе ссылается на то, что проверка НППР Федеральной регистрационной службой проводилась с грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации, руководство региональных отделений не было ознакомлено с результатами проверки.

Также в кассационной жалобе указывается на то, что ФРС и ее территориальные органы не имели права осуществлять опрос граждан на предмет принадлежности их к членству в НППР или любой другой партии, что также лишает доказательственной силы представленные суду документы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения по доводам кассационной жалобы.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона "О политических партиях" контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.

Указанные органы вправе не чаще одного раза в год знакомиться с документами политических партий и их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений, число членов политической партии и число членов каждого регионального отделения политической партии (подпункт "а" пункта 2 статьи 38 Федерального закона "О политических партиях").

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О политических партиях" (в редакции Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 168-ФЗ, вступившего в силу с 24 декабря 2004 года) в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 2 указанного Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 168-ФЗ политические партии, зарегистрированные на день вступления в силу этого Федерального закона (24 декабря 2004 года), до 1 января 2006 года должны привести свою численность в соответствие с вышеуказанными требованиями, а политические партии, созданные до этого дня, но не прошедшие государственную регистрацию, - представить в федеральный уполномоченный орган документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, до 1 января 2006 года (части 1, 2); политическая партия, не отвечающая требованиям, установленным абзацем третьим пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О политических партиях" в редакции настоящего Федерального закона, обязана не позднее чем через год по истечении срока, указанного в частях 1 и 2 настоящей статьи, преобразоваться в общественное объединение иной организационно-правовой формы в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" либо ликвидироваться. В случае невыполнения указанных требований политические партии подлежат ликвидации в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).

В силу подпунктов "г, д" пункта 3 статьи 41 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае: отсутствия региональных отделений политической партии численностью менее пятисот членов политической партии более чем в половине субъектов Российской Федерации; отсутствия необходимого числа членов политической партии, предусмотренного пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Удовлетворяя требования о ликвидации политической партии, суд обоснованно исходил из того, что по состоянию на 1 января 2006 года общая численность членов партии, региональные отделения требуемой численности и необходимого числа членов политической партии более чем в половине субъектов Российской Федерации отсутствовали, что в силу подпунктов "г, д" пункта 3 статьи 41 Федерального закона "О политических партиях" является самостоятельными основаниями для ликвидации политической партии.

Как видно из представленных материалов (т. 1 л.д. 155-162) - по сведениям политической партии "Народно-патриотическая партия России", сообщенным в федеральный уполномоченный орган, по состоянию на 1 января 2006 года в структуру партии входило 60 региональных отделений, из которых 53 - с численностью свыше 500 членов партии, 5 - с численностью от 270 до 480 членов партии, общая численность политической партии составляла 58163 членов партии.

Однако по данным Росрегистрации, только 37 перечисленных в списке зарегистрированных региональных отделений имели численность более 500 членов партии, с учетом изменений общее количество членов партии составляло 42120 человек (т. 1, л.д. 79-8).

Верховный Суд РФ в обжалованном решении, тщательно исследовав представленные доказательства в их совокупности, установил, что региональное отделение НПР Ставропольского края также подлежит рассматривать как региональное отделение указанной партии численностью не менее пятисот членов.

Таким образом, вынося обжалованное решение, суд первой инстанции исходил из того, что на дату исчисления срока, предоставленного для приведения численности политических партий в соответствие с установленными требованиями, политическая партия НППР имела общую численность 45779 членов партии и региональные отделения с числом более 500 человек в 38 субъектах Российской Федерации.

Факт отсутствия на 1 января 2006 года необходимой численности членов партии в 4 региональных отделениях партии, подтвержден вступившими в законную силу решениями судов об их ликвидации, подробно проанализированными в решении Верховного Суда РФ по первой инстанции.

Так, вступившими в законную силу решениями судов о ликвидации ряда региональных отделений политической партии установлено, что количество членов партии ликвидируемых четырех региональных отделений партии составляло менее необходимого количества членов партии, а именно: при создании в Красноярском крае регионального отделения НППР допущены грубые нарушения закона, собрание об образовании регионального отделения НППР являлось неправомочным, Рязанское и Тамбовское региональные отделения не имеют предусмотренного законом необходимого минимума в 250 человек, Самарское региональное отделение не представило необходимую информацию контролирующим органам, в том числе о количественном составе.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель НППР Милосердое В.И. признал, что в Республике Татарстан регионального отделения Партии не имеется. Оно распалось. Факт ликвидации регионального отделения в Республике Татарстан подтвержден решением Верховного Суда Республики Татарстан от 2 декабря 2004 года.

Региональные отделения НППР в Камчатской и Кировской областях имеют численность менее пятисот членов партии, что подтвердили в суде первой инстанции представители Партии.

Магаданское отделение НППР решением Магаданского областного суда от 1 марта 2006 года ликвидировано, и представители НППР также в суде первой инстанции не просили учитывать его как структурное подразделение Партии.

Региональное отделение НППР в Новгородской области решением Новгородского областного суда от 16 июня 2006 года ликвидировано. При этом судом было установлено, что региональное отделение Партии фактически не осуществляет своей деятельности. Данные обстоятельства подтвердил представитель НППР в Верховном Суде РФ.

Решением Свердловского областного суда от 21 декабря 2006 года региональное отделение Свердловской области политической партии НППР ликвидировано в связи с нарушением требований Федерального закона "О Политических партиях".

Данные о действительной численности по состоянию на 1 января 2006 года в иных региональных отделениях, а именно: в Амурской, Воронежской, Липецкой, Пермской, Псковской, Томской областях, Удмуртской Республике, в Республике Дагестан были подтверждены, в том числе, заключениями (актами), представленными территориальными органами Росрегистрации по результатам проверки региональных отделений. Данные сведения также подробно проанализированы в решении суда первой инстанции Верховного Суда РФ.

Региональное отделение НППР в Сахалинской области численностью 300 членов партии и региональное отделение НППР в Смоленской области численностью 280 членов партии территориальными управлениями Росрегистрации не проверялись, поскольку они не были зарегистрированы в установленном порядке.

Федеральная регистрационная служба является уполномоченным государственным органом, осуществляющим контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе политических партий и их региональных отделений, целям и задачам, предусмотренным уставами, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации (статья 38 Федерального закона "О политических партиях", подпункт 6 пункта 6 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1315 (в редакции от 2 мая 2006 года).

Оснований подвергать сомнению данные, полученные названным контролирующим органом по результатам проверки, не имеется. Эти данные согласуются с другими доказательствами, которые одновременно свидетельствуют о том, что сообщенные политической партией в предъявленном ею списке сведения о количестве членов партии и численности ее региональных отделений по состоянию на 1 января 2006 года не соответствуют действительности.

В 2006 году в состав Российской Федерации входило 88 субъектов. Как уже указывалось выше, в соответствии требованиями Федерального закона "О политических партиях" более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия, должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов. Таким образом, не менее чем в 45 субъектах Российской Федерации политической партии необходимо было иметь региональные отделения требуемой численности.

В суде первой инстанции на основании собранных по делу доказательств, в том числе на основании вступивших в законную силу решений судов и надлежащих заключений (актов) территориальных органов Росрегистрации, было подтверждено, что в структуру политической партии "Народно-патриотическая партия России" по состоянию на 1 января 2006 года входило 38 региональных отделений численностью свыше 500 членов партии вместо требуемых по закону 45 (после 1 января 2007 года - 44) отделений такой численности.

Довод кассационной жалобы о том, что суд неправомерно не учел общую численность партии в соответствии с ее федеральным списком с учетом решения съезда НППР от 14.04.2007 года о приеме в члены НППР всех граждан РФ, написавших заявления, но не принятых в партию по различным причинам не свидетельствует о незаконности судебного решения о ликвидации политической партии, поскольку это обстоятельство не влияет на вывод суда о недостаточном в соответствии с законом количестве региональных отделений партии.

Кроме того, в отсутствие личного заявления гражданина по состоянию на 1 января 2006 года членство в партии (отраженное лишь в списках партии) не может быть учтено, а более позднее предоставление таких заявлений не может рассматриваться судом как достоверное, поскольку они могли быть составлены "задним числом".

С учетом того, что суд пришел к выводу о недостаточном в соответствии с законом количестве региональных отделений не может служить основанием к отмене решения суда и довод кассационной жалобы о том, что в Красноярском региональном отделении 2500 человек были приняты в члены партии 24.03.2005 года Исполкомом Центрального Совета регионального отделения, и они могли быть учтены судом при определении численности партии по федеральному списку. Само по себе обстоятельство отсутствия требуемого количества региональных отделений численностью свыше 500 членов партии, является в силу подпункта "г" пункта 3 статьи 41 Федерального закона "О политических партиях" самостоятельным основанием для ликвидации политической партии.

Фактические данные, содержащиеся в актах проверки Росрегистрации, не могут быть оспорены в Верховном Суде РФ, поскольку в силу ст. 27 ГПК РФ рассмотрение подобной категории гражданских дел не отнесено к исключительной компетенции Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции.

Согласно ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Довод кассационной жалобы о том, что имеются письменные указания территориальным органам Федеральной регистрационной службы за подписью М.В. Прохорова не выдавать заключения о результатах проверки региональных отделений руководству региональных отделений не является основанием для отмены решения суда о ликвидации партии, вынесенным по вышеуказанным основаниям. Кроме того, как видно из материалов дела, представитель НППР Милосердое В.И. в суде, в том числе и на заседании Кассационной коллегии, признавал то обстоятельство, что в сентябре 2006 года им была получена справка по результатам проверки региональных отделений партии.

Доказательств, подтверждающих, что региональные отделения требуемой численности и необходимого числа членов политической партии имеются более чем в половине субъектов Российской Федерации, партией представлено не было, не представлены указанные доказательства и в суд кассационной инстанции.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что на дату истечения срока, предоставленного для приведения численности политических партий в соответствие с установленными требованиями, политическая партия "Народно-патриотическая партия России" не привела свою численность в соответствие с установленными требованиями абзаца 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".

Обстоятельства дела установлены судом на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств в их совокупности, изложенные в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда РФ от 16 апреля 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу политической партии "Народнопатриотическая партия России" - без удовлетворения.


Председательствующий:

А.И. Федин


Члены коллегии:

Г.В. Манохина



В.П. Меркулов


Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 июня 2007 г. N КАС07-269


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение