Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 июня 2008 г. N 39-Г08-2 Поскольку установка мер социальной поддержки для педагогических работников дифференцированно в зависимости от вида образовательного учреждения противоречит федеральному законодательству, при издании акта были нарушены требования, предусматривающие правила введения актов в действие, оспариваемое постановление признано недействующим

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 июня 2008 г. N 39-Г08-2


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Курской области на решение Курского областного суда от 24 марта 2008 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П.В.Н., объяснения представителя Правительства Курской области К.Е.М., поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Г.Н.Ю., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия установила:

прокурор Курской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства области от 13 июля 2007 г. N 127, которым утвержден перечень должностей в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, поселках городского типа и рабочих поселках, работа в которых дает право на сохранение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при увольнении в связи с выходом на трудовую пенсию. В обоснование заявленного требования прокурор ссылался на то, что оспариваемым постановлением меры социальной поддержки для педагогических работников устанавливаются дифференцированно, в зависимости от вида образовательного учреждения, что противоречит федеральному законодательству.

Кроме того, при издании оспариваемого акта нарушены требования законодательства, предусматривающие правила введения нормативных актов в действие.

Указанным решением Курского областного суда заявление прокурора полностью удовлетворено.

Представитель Правительства Курской области в кассационной жалобе просит отменить решение и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В оспариваемом перечне, утвержденном постановлением правительства области, указаны наименование общеобразовательного учреждения, должности в данных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности и в поселках городского типа, работа в которых дает право на сохранение мер социальной поддержки. В то же время, меры социальной поддержки предоставляются не всем педагогам, вышедшим на трудовую пенсию, а в зависимости от вида общеобразовательного учреждения, в котором педагоги осуществляли педагогическую деятельность, от характера выполняемой работы (занимаемой должности), а также месторасположения образовательного учреждения (в сельской местности или поселке городского типа).

Между тем, действующее законодательство, а именно ст. 55 Закона РФ "Об образовании", а также акты Союза ССР, действовавшие ранее, предусматривают право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением педагогическим работникам общеобразовательных школ всех типов в сельской местности, а также этой же категории граждан, перешедших на пенсию.

Из Закона Курской области "О предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" также не следует, что меры социальной поддержки вышедшим на пенсию педагогам должны устанавливаться дифференцированно, в зависимости от вида общеобразовательного учреждения, занимаемой должности и месторасположения образовательного учреждения.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что Правительство Курской области, утвердив указанный перечень, ограничило по сравнению с федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки.

Следует согласиться также с выводом суда в той части, что при издании оспариваемого акта были нарушены требования законодательства, предусматривающие правила введения актов в действие.

Так, согласно постановления Губернатора Курской области "О порядке опубликования и вступления в силу актов Губернатора Курской области, Администрации Курской области, Правительства Курской области" нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, опубликованы эти акты должны быть в официальных средствах массовой информации, доступных тем лицам, права и свободы которых они затрагивают.

Суд установил, что эти требования, предусматривающие правила введения оспариваемого постановления, правительством области соблюдены не были.

В кассационной жалобе не содержится доводов о нарушении судом норм материального и процессуального права, которые бы могли явиться основанием для отмены решения.

Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила:

решение Курского областного суда от 24 марта 2008 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Курской области - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 июня 2008 г. N 39-Г08-2


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.