Решение Верховного Суда РФ от 5 февраля 2008 г. N ГКПИ08-268 Оснований для отмены постановления об отказе в регистрации кандидатом на должность Президента РФ, не имеется, поскольку при проверке подписей избирателей было выявлено недостоверных и недействительных подписей 13,36 процента, что является безусловным основанием для отказа в регистрации кандидата на должность Президента РФ

Решение Верховного Суда РФ от 5 февраля 2008 г. N ГКПИ08-268


Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенкова,

при секретаре Е.Н. Бараненко,

с участием прокурора А.В. Федотовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Касьянова Михаила Михайловича об отмене Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 января 2008 года N 92/710-5 "Об отказе Михаилу Михайловичу Касьянову в регистрации кандидатом на должность Президента Российской Федерации" и обязании Центральную избирательную комиссию Российской Федерации зарегистрировать кандидатом на должность Президента Российской Федерации М.М. Касьянова, установил:

центральная избирательная комиссия Российской Федерации 27 января 2008 года приняла решение, которым отказала Касьянову М.М., 1957 года рождения, Президенту - Председателю Правления ООО "МК Аналитик", проживающему в городе Москве, выдвинувшему свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации, в регистрации кандидатом на должность Президента Российской Федерации (Постановление N 92/710-5).

Кандидат на должность Президента Российской Федерации Касьянов М.М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об отмене принятого решения и обязании Центральную избирательную комиссию Российской Федерации зарегистрировать его кандидатом на должность Президента Российской Федерации.

Как указывает заявитель, оспариваемое решение принято с нарушением положений пункта 2 статьи 39 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".

В суде представители Касьянова М.М. адвокат Прохоров В.Ю., Мерзликин К.Э., Катков Д.Б. поддержали заявленные требования и пояснили суду, что ЦИК России неправильно применила закон, отказав в регистрации кандидатом на должность Президента Российской Федерации М.М. Касьянову.

Собственноручная подпись избирателя является главным фактором, определяющим конституционный и законодательный смысл поддержки самовыдвижения. Кандидатом на должность Президента Российской Федерации М.М. Касьяновым были представлены подписные листы с подписями избирателей в количестве 2 063 666 подписей. ЦИК России по причинам, связанным с техническим оформлением подписных листов, признала недействительными 50 402 подписи избирателей.

Представители заинтересованного лица ЦИК России Соломонидина И.О., Блинова Н.А., Кисин А.А., Петухов А.Ю. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что при проверке подписей избирателей было выявлено недостоверных и недействительных подписей 13,36 процента, что является безусловным основанием для отказа в регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации.

Выслушав объяснения представителей заявителя Касьянова М.М. адвоката Прохорова В.Ю., Мерзликина К.Э., Каткова Д.Б., представителей заинтересованного лица ЦИК России Соломонидиной И.О., Блиновой Н.А., Кисина А.А., Петухова А.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отказе в регистрации кандидата может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации.

ЦИК России отказала М.М. Касьянову в регистрации кандидатом на должность Президента Российской Федерации на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 39 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".

Выявление 5 и более процентов недостоверных и недействительных подписей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки (если сбор подписей избирателей необходим), является основанием отказа кандидату в регистрации (подпункт 3 пункта 2 статьи 39 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации").

16 января 2008 года кандидатом на должность Президента Российской Федерации М.М. Касьяновым были представлены 2 063 666 подписей избирателей, из которых в соответствии со статьей 38 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", было проверено 600 000 подписей. В итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации М.М. Касьянова указано, что из проверенных подписей недостоверными и недействительными были признаны 80 261 подпись, или 13,38 процента.

ЦИК России признала действительными 114 подписей избирателей. В результате число недостоверных и недействительных подписей из числа проверенных подписей избирателей составило 80 147 подписей, или 13,36 процента, что превышает установленное Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации" количество недостоверных и недействительных подписей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки.

Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", иные федеральные законы.

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов 1336 подписей избирателей признано недействительными, поскольку в подписном листе отсутствовало наименование субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 36 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку обязан собрать не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч.

При этом законодатель также устанавливает порядок изготовления, оформления подписных листов, порядок сбора подписей (статья 36 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации").

Доводы представителей заявителя о том, что отсутствие наименования субъекта Российской Федерации в подписном листе в строке "Наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется сбор подписей", не могло служить основанием для признания недействительными 1336 подписей, являются несостоятельными.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяет недействительную подпись как подпись, собранную с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации" предусмотрено, что все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, установленных Приложениями 1 и 2 к настоящему Федеральному закону, считаются недействительными (подпункт 11 пункта 11 статьи 38).

Форма подписного листа утверждена Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации" и предусматривает указание наименования субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется сбор, в качестве необходимого реквизита, о чем имеется непосредственное указание в настоящем Федеральном законе (пункт 5 статьи 36). Следовательно, выявление при проверке подписных листов отсутствия в них наименования субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется сбор подписей, давало законные основания ЦИК России для признания собранных подписей недействительными.

Обоснованно ЦИК России посчитала недействительными: 46 подписей, в которых дата подписи кандидата (доверенного лица) указана раньше даты подписи сборщика и 734 подписи, когда дата подписи сборщика указана раньше даты подписи избирателя, что свидетельствуют о нарушении порядка сбора подписей и оформления подписных листов.

Статья 36 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" определяет порядок сбора подписей и оформления подписного листа. В соответствии с требованиями Федерального закона при сборе подписей избиратель ставит собственноручно подпись в поддержку выдвижения кандидата и дату ее внесения, после чего подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое ставит свою подпись и дату ее внесения.

Таким образом, из содержания Федерального закона следует, что заверение лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, возможно одновременно или после даты, указанной избирателем в подписном листе, иное свидетельствует о недействительности собранных подписей, поскольку не соблюдены требования к оформлению подписного листа и порядку сбора подписей.

Согласно итоговому протоколу ЦИК России признала недействительными: 4411 подписей в связи с тем, что подписные листы не были заверены кандидатом либо его доверенным лицом, и 138 подписей, т.к. не указана дата подписи кандидата (доверенного лица).

В соответствии с пунктом 12 статьи 36 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" подписной лист заверяется кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.

Нарушение этих правил согласно подпункту 8 пункта 11 статьи 38 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" является основанием для признания всех подписей избирателей в подписном листе недействительными. Законодатель не рассматривает данное нарушение как техническую ошибку, которая может быть исправлена в процессе проверки ЦИК России соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся подписных листах.

ЦИК России в соответствии с требованиями закона признала недействительными: 6821 подпись, поскольку при проверке подписей избирателей установлены отсутствие или неполные данные о сборщиках подписей, и 4279 подписей, т.к. указан неполный адрес места жительства сборщика.

Согласно пункту 12 статьи 36 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения.

В силу подпункта 8 пункта 11 статьи 38 Федерального закона недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме.

Федеральный закон регламентирует деятельность Центральной избирательной комиссии Российской Федерации как федерального государственного органа, организующего подготовку и проведение выборов в Российской Федерации, и не допускает на данном этапе избирательной кампании восполнение данным органом сведений в подписные листы о сборщиках, которые заверяли представленные для регистрации кандидата подписные листы. С учетом этого, доводы представителей заявителя том, что недостаточность сведений в подписных листах могла быть дополнена ЦИК России сведениями из нотариально заверенного списка сборщиков подписей, не основаны на законе и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Согласно подпункту 12 пункта 11 статьи 38 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с пунктом 8.1 статьи 36 настоящего Федерального закона.

Пункт 8.1 статьи 36 Федерального закона предусматривает, что кандидат, обязан составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В списке указываются сведения о каждом лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей: фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставится подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц в указанном списке удостоверяются нотариально.

В ЦИК России при представлении документов для регистрации кандидата не был представлен список лиц, осуществлявших сбор подписей в Тверской области. По результатам проверки подписных листов, отобранных для первоначальной проверки, недействительными были признаны 32009 подписей, поскольку список лиц, осуществлявших сбор подписей в поддержку кандидата, не содержит данных о сборщиках (Тверская область).

Положения пункта 20 статьи 38 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" предусматривают, что при несоблюдении требований настоящего Федерального закона к оформлению документов, представленных в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в соответствии со статьей 34 или 35, с подпунктами 1.1-4 пункта 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за три дня до дня ее заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации соответствующего кандидата, извещает об этом кандидата, политическую партию, выдвинувшую кандидата. Не позднее чем за один день до дня указанного заседания соответствующий кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы, представленные в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в соответствии со статьей 34 или 35, с подпунктами 1.1-4 пункта 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона, в том числе к их оформлению.

Представление после проведенной проверки подписных листов дополнительных сведений о сборщиках подписей по Тверской области не может рассматриваться как уточнение или дополнение ранее представленного списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей по Тверской области, т.к. таковой изначально не представлялся кандидатом на должность Президента Российской Федерации.

Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отказе в регистрации кандидата может быть отменено Верховным Судом Российской Федерации по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с нарушением требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 39 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 4 статьи 84).

Поскольку в судебном заседании таких нарушений не установлено, заявленные требования Касьянова М.М. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 261 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Касьянова Михаила Михайловича об отмене Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 января 2008 года N 92/710-5 "Об отказе Михаилу Михайловичу Касьянову в регистрации кандидатом на должность Президента Российской Федерации" и обязании Центральную избирательную комиссию Российской Федерации зарегистрировать кандидатом на должность Президента Российской Федерации М.М. Касьянова - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.


Судья Верховного Суда Российской Федерации

Н.С. Романенков


Решение Верховного Суда РФ от 5 февраля 2008 г. N ГКПИ08-268


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение