Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2008 г. N 3-Г08-10 Суд признал, что оспариваемый Закон противоречит нормам действующего федерального законодательства в области регулирования лесных отношений, поскольку определение в областном законе в случае заключения договора купли-продажи без проведения аукциона не согласуется с правилами, установленными федеральным лесным законодательством

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2008 г. N 3-Г08-10


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании недействующими со дня принятия подпунктов 1, 2, 3, 4 ст. 4.3 Закона Республики Коми "О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми" от 27 декабря 2006 года N 136-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 21 декабря 2007 года N 131-РЗ по кассационной жалобе Главы Республики Коми на решение Верховного Суда Республики Коми от 29 февраля 2008 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации С. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлением о признании недействующими со дня принятия подпунктов 1, 2, 3, 4 ст. 4.3 Закона Республики Коми "О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми" от 27 декабря 2006 года N 136-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 21 декабря 2007 года N 131-РЗ, ссылаясь на то, что оспариваемыми нормами Закона Республики Коми установлены исключительные случаи заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, которые в нарушение требований лесного законодательства Российской Федерации заключаются без проведения аукциона.

Решением Верховного Суда Республики Коми от 29 февраля 2008 года: заявление прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункты 1, 2, 3, 4 ст. 4.3 Закона Республики Коми "О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми" от 27 декабря 2006 года N 136-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 21 декабря 2007 года N 131-РЗ.

Глава Республики Коми подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Нормами ст. 4.3 Закона Республики Коми "О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми" от 27 декабря 2006 года N 136-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 21 декабря 2007 года N 131-РЗ, предусмотрено, что к исключительным случаям заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого без проведения аукциона, относятся:

1) заготовка древесины для собственных нужд дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и культуры, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней;

2) заготовка древесины для собственных нужд сельхозтоваропроизводителями, в том числе оленеводческими хозяйствами, зарегистрированными и осуществляющими свою деятельность на территории Республики Коми;

3) заготовка древесины при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, необходимой для ликвидации указанных ситуаций, а также при потере товарных качеств древесины в результате пожаров, ветровалов, повреждения леса вредными организмами;

4) заготовка лицами, которыми в установленном порядке предоставлены лесные участки для ведения охотничьего хозяйства, древесины для изготовления подкормочных сооружений, кормушек и солонцов для диких животных, для подрубки единичных деревьев осины для подкормки лосей, косуль, зайцев и иных.

В соответствии с положениями ст.ст. 29, 75, 77 Лесного кодекса Российской Федерации, Правил подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 года N 406, заготовка древесины без предоставления лесных участков осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого по результатам проведенного с соблюдением требований ст. 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации аукциона на право заключения такого договора.

Нормами ст.ст. 19, 30 Лесного Кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень случаев заключения таких договоров без соблюдения указанного выше требования.

Анализ оспоренных подпунктов 1, 2, 3, 4 ст. 4.3 Закона Республики Коми "О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми" свидетельствует о противоречии данных норм действующему федеральному законодательству в области регулирования лесных отношений, поскольку определение в областном законе в случае заключения договора купли-продажи без проведения аукциона, не согласуются с правилами, установленными ст. 19, 30 Лесного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении заявленных требований сделан правильно.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно ст. 1 ЛК РФ лесное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие лесные отношения, не могут противоречить, настоящему Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом, регулирующим лесные отношения, и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Иные доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Республики Коми от 29 февраля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Главы Республики Коми - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2008 г. N 3-Г08-10


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.