Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июня 2008 г. N 93-Г08-7 Признавая недействующим (в части) постановление Губернатора области, суд исходил из того, что Губернатор области, не имея на то полномочий, собственным правовым регулированием изменил установленный федеральным законодателем порядок очередности выдачи жилищных сертификатов жителям сел, выезжающих в связи с закрытием данных населенных пунктов по решению органов государственной власти

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июня 2008 г. N 93-Г08-7


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании кассационное представление прокурора Магаданской области и кассационную жалобу Администрации Магаданской области на решение Магаданского областного суда от 31 марта 2008 года, которым пункт 2 постановления губернатора Магаданской области от 16 августа 2007 года N 102-п "О внесении изменений в некоторые постановления губернатора Магаданской области" в части слов "жителям села Усть-Среднекан, села Таскан и села Эльген жилищные субсидии предоставляются: - при условии их прибытия в село Усть-Среднекан, село Таскан село Эльген после вступления в силу настоящего постановления в соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона" признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, установила:

постановлением губернатора Магаданской области от 16 августа 2007 года N 102-п внесены изменения в некоторые постановления губернатора Магаданской области.

Так, пунктом 2 данного постановления внесено изменение в постановление от 22 февраля 2006 года N 26-п "О признании некоторых населенных пунктов Магаданской области закрывающимися". Пункт 2 постановления дополнен подпунктом 2.3 следующего содержания:

"При формировании списков, указанных в пункте 18 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879, и пункте 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, учитывать, что жителям с. Усть-Среднекан, с. Таскан и с. Эльген жилищные субсидии предоставляются:

- при условии их постоянного или преимущественного проживания в указанных населенных пунктах на дату вступления в силу настоящего постановления независимо от стажа работы и времени прибытия в названные населенные пункты в соответствии с абзацем 2 статьи 2 Федерального закона;

- при условии их прибытия в Усть-Среднекан, с. Таскан и с. Эльген после вступления в силу настоящего постановления в соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона".

Постановление губернатора Магаданской области от 16 августа 2007 года N 102-п опубликовано в газете "Магаданская правда" N 92 (19760) от 21 августа 2007 года и вступило в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, то есть с 1 сентября 2007 года.

Ф. и Е. проживают в закрывающемся по решению органов власти селе Усть-Среднекан, по указанному месту жительства зарегистрированы после 16 августа 2007 года на основании решения суда. Заявители обратились в суд с заявлением о признании пункта 2 названного постановления недействующим в части слов "жителям села Усть-Среднекан жилищные субсидии предоставляются: при условии их прибытия в село Усть-Среднекан после вступления в силу настоящего постановления в соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона". Указали, что оспариваемая норма противоречит части 3 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и нарушает их права на первоочередное получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Решением Магаданского областного суда от 31 марта 2008 года заявление Ф. и Е. удовлетворено.

В кассационном представлении прокурор Магаданской области и в кассационной жалобе Администрация Магаданской области просят об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления либо направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда находит решение суда не подлежащим отмене.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Удовлетворяя заявление Ф. и Е. о признании недействующим пункта 2 (в части) постановления губернатора Магаданской области от 16 августа 2007 года N 102-п "О внесении изменений в некоторые постановления губернатора Магаданской области", суд пришел к выводу о том, что для этого имеется предусмотренное законом основание.

Этот вывод суда мотивирован тем, что губернатор Магаданской области, не имея на то полномочий, собственным правовым регулированием изменил установленный федеральным законодателем порядок очередности выдачи жилищных сертификатов жителям сел Усть-Среднекан, Таскан и Эльген, выезжающих в связи с закрытием данных населенных пунктов по решению органов государственной власти.

Вывод суда, изложенный в решении, соответствует требованиям закона и материалам дела и оснований для признания его неправильным не имеется.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Этим Законом определено, что жилищные субсидии предоставляются следующим категориям граждан:

1) прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в указанных районах не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели (часть 1 статьи 1);

2) инвалидам 1 и 2 групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет (часть 2 статьи 1);

3) выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, без учета стажа работы в указанных районах и времени прибытия в эти районы и местности (часть 3 статьи 1).

Статьей 2 указанного Федерального закона устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;

во вторую очередь - гражданам, признанным инвалидами 1 и 2 групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона;

в третью очередь - пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;

в четвертую очередь - гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;

в пятую очередь - работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

По смыслу Закона, право на первоочередное получение жилищной субсидии, причем независимо от времени прибытия и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют лишь граждане, выезжающие из городов, поселков и полярных станций, закрывающихся по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации.

При этом, полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, закрепленные в статье 3 упомянутого Федерального закона, сводятся к постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий.

Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 года и на плановый период 2009 и 2010 годов" (в редакции от 03.03.2008) предусмотрены средства на приобретение жилья для граждан Российской Федерации, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В приложении N 34 распределены бюджетные ассигнования на 2008 год на указанные цели по субъектам Российской Федерации, в том числе для Магаданской области, а в приложении N 35 - на период 2009-2010 годов, в том числе для Магаданской области.

В свою очередь, Законом Магаданской области от 17 декабря 2007 года N 935-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год" в приложении N 8 распределены ассигнования на мероприятия по оказанию содействия в выезде гражданам - жителям населенных пунктов, признанных закрывающихся по согласованию с Правительством Российской Федерации, и являющихся получателями жилищных субсидий, предоставляемых в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ. Такие средства, согласно приложению N 13 (таблица N 11) к Закону, предусмотрены на 2008 год и для Среднеканского района Магаданской области.

Судом установлено, что губернатором Магаданской области, путем принятия оспариваемого (в части) постановления, сужен круг лиц, имеющих право на первоочередное получение жилищной субсидии в связи с выездом из закрывающихся по решению властей сел Среднекан, Таскан и Эльген Магаданской области. Те лица, которые прибыли в указанные населенные пункты после 16 августа 2007 года, права на первоочередное получение жилищных субсидий не имеют.

При таких обстоятельствах, вывод в решении суда о том, что оспариваемый нормативный правовой акт (в указанной части) принят губернатором Магаданской области с превышением полномочий и противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, является правильным.

При вынесении решения судом не допущено нарушений норм материального и (или) процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований к отмене решения суда, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в кассационном представлении и кассационной жалобе.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Магаданского областного суда от 31 марта 2008 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора и кассационную жалобу Администрации Магаданской области - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июня 2008 г. N 93-Г08-7


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.