Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 августа 2008 г. N 56-Г08-9 Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что установленное администрацией края предписание о необходимости получения разрешения в случаях проведения капитального ремонта, реконструкции социальной инфраструктуры в запретных зонах и запретных районах не свидетельствует о превышении субъектом полномочий, предоставленных федеральным законодательством, поскольку речь ведется о формах строительных работ

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 августа 2008 г. N 56-Г08-9


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании кассационное представление прокурора Приморского края об отмене решения Приморского краевого суда от 21 мая 2008 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании недействующими отдельных положений Порядка рассмотрения заявлений о строительстве объектов недвижимости на территориях запретных районов в Приморском крае, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 2 апреля 2007 года N 75-па "О порядке рассмотрения заявлений о строительстве объектов недвижимости на территориях запретных районов в Приморском крае".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Л.А., объяснения представителя администрации Приморского края М.Н.В., возражавшей против удовлетворения кассационного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г.Н.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а, поэтому не подлежащим отмене в кассационном порядке, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 1.2, 2.4 Порядка рассмотрения заявлений о строительстве объектов недвижимости на территориях запретных районов в Приморском крае, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 2 апреля 2007 N 75-па, изложенных в следующей редакции:

"1.2. В случаях особой необходимости строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, в том числе индивидуальное и комплексное жилищное строительство в запретных районах, а также реконструкция, капитальный ремонт таких объектов (если при его проведении затрагиваются конструктивные или иные характеристики надежности и безопасности таких объектов) разрешается администрацией Приморского края в каждом конкретном случае по согласованию с органами военного управления, в ведении которых находятся арсеналы, базы склады (далее - военные склады)" в части слов "а также реконструкция, капитальный ремонт таких объектов (если при его проведении затрагиваются конструктивные или иные характеристики надежности и безопасности таких объектов";

"2.4. департамент градостроительства администрации Приморского края при участии комитета экономического развития Администрации Приморского края рассматривает вопрос о возможности размещения объекта в запретном районе, руководствуясь:

генеральной схемой расселения на территории Российской Федерации и документами по организации системы расселения на территории Приморского края;

утвержденными документами территориального планирования, градостроительного зонирования и документацией по планировке территории;

федеральными и краевыми программами социального и жилищного строительства, развития систем инженерной и транспортной инфраструктуры.

Основными критериями при рассмотрении вопроса о возможности строительства объектов недвижимости на территории запретных районов в Приморском крае являются:

экономическая целесообразность строительства объекта;

соответствие приоритетам развития, показателям прогнозов социально-экономического развития края, муниципального образования;

целесообразность размещения жилья на территории запретных районов;

наличие предлагаемых к строительству объектов в федеральных и краевых целевых программах".

В обоснование заявления указал, что установленное в этой части правовое регулирование, противоречит пунктам 2 и 8 постановления Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2000 года N 135 "Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах, складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов", в нарушение требование которых субъектом Российской Федерации правовое регулирование расширен перечень случаев, когда необходимо получение разрешения на строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а именно, реконструкции, капитального ремонта жилого фонда на территориях запретных районов; установлены основные критерии, не отвечающие требованиям особой необходимости строительства объектов недвижимости в запретных районах.

Администрация Приморского края с заявлением прокурора не согласилась.

Решением Приморского краевого суда от 21 мая 2008 года заявление прокурора Приморского края оставлено без удовлетворения.

В кассационном представлении прокурор Приморского края просит решение отменить как постановленное с нарушением материального права.

Относительно кассационного представления администрацией Приморского края поданы возражения.

Изучив доводы кассационного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в кассационном порядке. Решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, материальный Закон, подлежащий применению по данному делу, судом понят и истолкован правильно, вследствие чего, суд правильно пришел к выводу о соответствии оспариваемых прокурором норм федеральному законодательству.

Так, отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из того, что установленное администрацией Приморского края предписание о необходимости получения разрешения в случаях проведения капитального ремонта, реконструкции социальной инфраструктуры в запретных зонах и запретных районах, не свидетельствует о превышении субъектом полномочий, предоставленных ей Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2000 года N 135 "Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов", поскольку речь ведется о формах строительных работ, на что прямо указывают термины "строительство", "капитальный ремонт", "реконструкция".

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения (пункты 13, 14).

В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 при капитальном ремонте производится комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смена, восстановление или замена их на более долговечные и экономичные, улучшаются эксплуатационные показатели жилищного фонда, осуществляется технически возможная и экономически целесообразная модернизация жилых зданий (пункт 2.4.2).

Судебная коллегия соглашается и с суждениями суда Приморского краевого суда о том, что установленные пунктом 2.4 постановления администрации Приморского края N 75-па от 2 апреля 2007 года, что все критерии сводятся к объективной оценке, применительно к экономической и социальной целесообразности необходимости строительства объектов, а также безопасности военного склада и имущества, на что указывает порядок рассмотрения заявления, в том числе, анализ представленных заявителем материалов и документов в департаменте градостроительства администрации Приморского края, дача заключения о возможности строительства объекта, согласование с органами военного управления, в ведении которого находятся военные склады и, как следствие, правовое регулирование соответствует требованиям ясности и определенности.

Таким образом, решение Приморского краевого суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующего спорное правоотношение. Материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом понят и истолкован правильно, вследствие чего, суд правильно пришел к выводу о непротиворечии федеральному законодательству оспариваемых положений постановления администрации Приморского края от 2 апреля 2007 года N 75-па "О порядке рассмотрения заявлений о строительстве объектов недвижимости на территориях запретных районов в Приморском крае".

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 220, 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерацииопределила:

решение Приморского краевого суда от 21 мая 2008 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Приморского края - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 августа 2008 г. N 56-Г08-9


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.