Решение Верховного Суда РФ от 1 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1259 Поскольку сведения о судимости либо привлечении к уголовной ответственности не относятся к сфере частной жизни лица, суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействующими положений Инструкции об организации работы по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые получат доступ к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступления средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление, преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств

Решение Верховного Суда РФ от 1 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1259

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 апреля 2008 г. N КАС08-135 настоящее решение оставлено без изменения


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Х. о признании недействующим пункта 12 приложения N 3 к Инструкции об организации работы по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом ФСКН России от 19 июля 2005 г. N 231, установил:

в соответствии с пунктом 12 приложения N 3 к Инструкции лицо, оформляемое на работу с наркотическими средствами и психотропными веществами, должно ответить на вопрос о привлечении к уголовной ответственности (когда, за что).

Гражданин Х. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 12 приложения N 3 к Инструкции, утвержденной Приказом ФСКН России от 19 июля 2005 г. N 231.

Как указывает заявитель, в анкете он должен указать, когда и за что привлекался к уголовной ответственности. Работодатель и другие лица, через которых будет проходить анкета, будут осведомлены об имевшем факте привлечения его к уголовной ответственности, чем нарушаются права гражданина, гарантированные статьей 23 Конституции Российской Федерации. Оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 8 статье 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Согласно части 6 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

Х. извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ФСКН России К. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий ФСКН России, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права граждан на личную тайну.

Представитель заинтересованного лица Минюста России А. пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта являются некорректными, хотя изданы в пределах компетенции ФСКН России и не противоречат закону.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц ФСКН России К., Минюста России А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).

Инструкция об организации работы по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждена Приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков 19 июля 2005 г. N 231, государственная регистрация осуществлена Министерством юстиции Российской Федерации 29 августа 2005 г., регистрационный номер 6947.

Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 195, 02.09.2005, "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 36, 05.09.2005.

Правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности установлены Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Настоящий Федеральный закон предусматривает, что юридическое лицо может осуществлять деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, при наличии заключения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (пункт 3 статьи 10).

Таким образом, федеральный законодатель установил ограничения для определенной категории лиц, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, и установил механизм контроля (выдачу соответствующих заключений).

Работники, если они имеют непогашенную или неснятую судимости за преступление средней тяжести, тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, или им предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, не допускаются к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.

При выдаче заключений органы ФСКН России обязаны проверять наличие у работника непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и независимо от того, в каком объеме работник указал эти сведения в анкете, принять соответствующее решение.

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

В силу подпункта 5 пункта 9 Положения о ФСКН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 976, ФСКН России имеет право выдавать в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах предписания и заключения.

Инструкция определяет порядок оформления и выдачи заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, юридическим лицам, осуществляющим деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Заключение оформляется в установленном порядке на основании запроса с приложением анкеты лица, оформляемого на работу с наркотическими средствами и психотропными веществами (приложение N 3 к Инструкции).

Доводы заявителя о нарушении оспариваемой нормой его конституционных прав на неприкосновенность частной жизни, личную тайну являются необоснованными.

Согласно статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна относятся к нематериальным благам, принадлежат гражданину от рождения, являются неотчуждаемыми и подлежат защите в случаях и в порядке предусмотренном законами.

Судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление и влекущее определенные правовые последствия.

Сведения о судимости либо привлечении к уголовной ответственности не относятся к сфере частной жизни лица.

Так, Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" не допускает к работе с наркотическим средствами и психотропными веществами лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за преступление средней тяжести, тяжкое преступление, особо тяжкое преступление, либо преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации.

Не допускаются к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами также лица, которым предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Оспариваемые положения нормативного правового акта регулируют отношения, связанные с правом гражданина выбирать род деятельности и профессию, о чем свидетельствует сам факт заполнения им анкеты лица, оформляемого на работу с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливает запрет требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами (часть 8 статьи 9). При оформлении на работу работник добровольно изъявляет желание о том, чтобы органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ осуществили проверку полноты и достоверности сообщенных им в анкете сведений о непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что работнику не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" предусматривает, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1998 г. N 892 утверждены Правила допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Постановления следует читать как "от 6 августа 1998 г."


В соответствии с пунктом 6 настоящих Правил в целях недопущения к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за преступление средней тяжести, тяжкое преступление, особо тяжкое преступление, либо преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации, а также которым предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ руководитель организации или лицо, его замещающее, направляет соответствующие запросы в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по месту нахождения этой организации с приложением анкеты лица, оформляемого на работу с наркотическими средствами и психотропными веществами.

В силу части 6 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Оспариваемые положения нормативного правового акта не обязывают работника указывать сведения о погашенной или снятой судимости.

Если заключение органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ основывается на данных, которые в силу закона не порождают правовые последствия, связанные с судимостью, то заинтересованное лицо вправе оспорить в суде данное решение в порядке установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают права граждан, заявление Х. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Х. о признании недействующим пункта 12 приложения N 3 к Инструкции об организации работы по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом ФСКН России от 19 июля 2005 г. N 231, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.


Решение Верховного Суда РФ от 1 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1259


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 апреля 2008 г. N КАС08-135 настоящее решение оставлено без изменения

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.