Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 августа 2008 г. N 67-Г08-9 Суд признал, что оспариваемое правовое регулирование установлено в рамках компетенции субъекта РФ по вопросу совместного ведения в области социальной защиты; при этом законодательный орган воспользовался своими нормотворческими правами, поскольку определение условий предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным служащим субъектов РФ за счет средств субъектов РФ федеральным законодателем отнесено на усмотрение самого субъекта РФ

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 августа 2008 г. N 67-Г08-9


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании кассационное представление прокурора, участвующего в деле, об отмене решения Новосибирского областного суда от 5 июня 2008 года, которым оставлено без удовлетворения исполняющего обязанности прокурора Новосибирской области о признании противоречащими федеральному законодательству отдельного положения Закона Новосибирской области "О государственной службе Новосибирской области".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С., полагавшей решение законным и обоснованным, а поэтому, не подлежащим отмене, Судебная коллегия установила:

исполняющий обязанности прокурора Новосибирской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 6 статьи 17 Закона Новосибирской области от 10 июля 1996 года N 40-ОЗ "О государственной службе Новосибирской области" изложенного в следующей редакции:

"В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет государственных служащих Новосибирской области включаются периоды службы (работы) на государственных должностях, государственных должностях государственной службы и других должностях в порядке, установленном постановлением главы администрации области".

В обоснование заявления сослался на противоречие части 3 статьи 54 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", по смыслу которой законодательный орган субъекта Российской Федерации должен был самостоятельно осуществлять правовое регулирование вышеназванного вопроса, а не предоставлять это право исполнительному органу субъекта.

Новосибирский областной Совет депутатов, Губернатор Новосибирской области с заявлением исполняющего обязанности прокурора Новосибирской области не согласились.

Решением Новосибирского областного суда от 5 июня 2008 года заявление исполняющего обязанности прокурора Новосибирской области оставлено без удовлетворения.

В кассационном представлении прокурор, участвующий в деле просит решение отменить как постановленное с нарушением норм процессуального и материального права.

Относительно кассационного представления Новосибирским областным Советом депутатов, Губернатором Новосибирской области поданы возражения.

Изучив доводы кассационного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Как следует из материалов дела, отказывая прокурору в удовлетворении его заявления, суд исходил из того, что оспариваемое им правовое регулирование установлено в рамках компетенции субъекта Российской Федерации по вопросу совместного ведения в области социальной защиты; при этом законодательный орган воспользовался своими нормотворческими правами, предоставленными ему Федеральными законами "О государственной гражданской службы Российской Федерации" "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В частности, судом высказано суждение о том, что определение условий предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным служащим субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации, федеральным законодателем отнесено на усмотрение самого субъекта Российской Федерации.

Такой вывод согласуется с требованиями федерального законодательства, на нормы которого суд ссылается в своем решении и по смыслу которого стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим должен устанавливаться в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу и их семей (часть 3 статьи 54 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службы Российской Федерации"). Между тем, в настоящее время такой федеральный закон не принят.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются не только законами субъекта Российской Федерации, к чему сводятся доводы прокурора, но и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Довод прокурора о том, что суд при вынесении решения не принял во внимание положения пункта 12 статьи 37 Устава Новосибирской области, из текста которого следует, что именно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется правовое регулирование порядка включения периодов службы (работы) на государственных должностях в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, является несостоятельным, поскольку в этой норме речь ведется о вопросах прохождения государственной гражданской службы Новосибирской области, а не вопросах пенсионного обеспечения.

Таким образом, решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, материальный Закон, подлежащий применению по данному делу, судом понят и истолкован правильно, вследствие чего судом правильно сделан и вывод о соответствии федеральному законодательству оспариваемых положений регионального Закона.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Новосибирского областного суда от 5 июня 2008 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора участвующего в деле - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 августа 2008 г. N 67-Г08-9


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.