Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2008 г. N 59-Г08-11 Суд удовлетворил требование о признании недействительным закона области, предусматривающего создание административных комиссий органами местного самоуправления и наделение последних государственными полномочиями на образование административных комиссий, поскольку вопрос создания административных комиссий в перечень полномочий по вопросам совместного ведения, которые субъект РФ может передавать органам местного самоуправления, не входит

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2008 г. N 59-Г08-11


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Амурской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда закона Амурской области от 2 октября 2006 г. N 227-03 "Об административных комиссиях в Амурской области" по кассационным жалобам Законодательного Собрания и Губернатора Амурской области на решение Амурского областного суда от 9 июня 2008 года, которым заявление прокурора удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., объяснения представителя Губернатора Амурской области Г., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации В., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

прокурор Амурской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемый закон области, предусматривающий создание административных комиссий органами местного самоуправления и наделение последних государственными полномочиями на образование административных комиссий противоречит федеральному законодательству, в частности ст.ст. 1.3, 22.1, 22.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", по смыслу которых переданные полномочия должны исполняться субъектом Российской Федерации, а не органами местного самоуправления.

По делу постановлено указанное выше решение Амурского областного суда.

В кассационных жалобах Законодательного Собрания и Губернатора Амурской области указывается о несогласии с решением суда и ставится вопрос о его отмене, как постановленного с нарушением норм материального права. Отмечается, что при вынесении решения суд, сославшись на Постановление Пленума Верховного суда РФ от 29 декабря 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" с отправкой на подпункт 39 пункта 2 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, не учел того, что в данной норме речь идет только об установлении административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, в то время как оспариваемым законом административная ответственность не устанавливается.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановление Пленума Верховного суда РФ следует читать как "от 29 ноября 2007 г."


Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит основании для их удовлетворения.

Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлен перечень вопросов, решение которых относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 6 этой же статьи законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2, за исключением, в частности, подпункта 39 настоящей статьи (установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления) с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 26.3 (N 184-Ф3) указанный перечень не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 настоящей статьи. Следовательно, данная норма содержит исчерпывающий перечень полномочий по вопросам совместного ведения, которые субъект Российской Федерации может передавать органам местного самоуправления, и вопрос создания административных комиссий в указанный перечень не входит.

Пунктом 4 части 2 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, административными комиссиями, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Возможности передачи субъектом Российской Федерации полномочий по созданию административных комиссий органам местного самоуправления федеральный закон не предусматривает. Таким образом, полномочия по созданию административных комиссий исключены из числа полномочий, которые могут быть переданы субъектом Российской Феде рации для осуществления органам местного самоуправления. Подобная правовая позиция отражена и в пункте 18 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48, из которого следует, что субъекты Российской Федерации не вправе передавать органам местного самоуправления государственные полномочия по образованию административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах довод кассатора о том, что оспариваемым законом административная ответственность не устанавливается, правового значения для разрешения спора не имеет, сами доводы основаны на неправильном толковании норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Феде рации определила:

решение Амурского областного суда от 9 июня 2008 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Законодательного Собрания и Губернатора Амурской области - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2008 г. N 59-Г08-11


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение