Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 августа 2008 г. N 86-Г08-12 Дело о признании частично незаконным положения об освоении общеобразовательных программ в форме семейного образования направлено на новое рассмотрение, поскольку при вынесении решения судом были допущены существенные нарушения норм материального права

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 августа 2008 г. N 86-Г08-12


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Ш.В.В. и Ш.С.А. на решение Владимирского областного суда от 18 марта 2008 года, которым отказано в удовлетворении их заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим раздела 4 Положения об освоении общеобразовательных программ в форме семейного образования, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 22 января 2007 года N 32.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Б., объяснения Ш.В.В. и Ш.С.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя администрации Владимирской области, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

постановлением Губернатора Владимирской области от 22 января 2007 года N 32 утверждено Положение об освоении общеобразовательных программ в форме семейного образования, которое опубликовано в газете "Владимирские ведомости" N 17 31 января 2007 года.

В преамбуле названного Положения указано, что оно принято в целях предоставления обучающимся Владимирской области возможностей достижения необходимого образовательного уровня в избранной ими форме обучения.

Разделом 4 данного Положения предусмотрено финансовое обеспечение семейного образования.

В соответствии с пунктом 4.1 раздела 4 Положения об освоении общеобразовательных программ в форме семейного образования педагогам или родителям (законным представителям), осуществляющим образование обучающегося в форме семейного образования, выплачиваются денежные средства в части затрат на каждого обучающегося на соответствующем этапе образования исходя из учебной нагрузки:

1-4 классы - 8 часов в неделю;

5-8 классы - 10 часов в неделю;

9 класс - 11 часов в неделю;

10-11 классы - 12 часов в неделю.

В соответствии с пунктом 4.2 того же раздела финансирование семейной формы получения образования областными и муниципальными общеобразовательными учреждениями обеспечивается в части выплаты денежных средств в размере установленных расходов по заработной плате и начислений на нее и указывается в договоре (на учебный период с 1 сентября до 30 мая). Для муниципальных общеобразовательных учреждений финансирование осуществляется за счет субвенции из областного бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ по смете доходов и расходов учреждения.

На основании пункта 4.3 того же раздела оплата расходов в части заработной платы производится ежемесячно (из расчета учебных часов) на срок действия договора, заключенного между:

- общеобразовательным учреждением и родителем (законным представителем) при обучении ребенка самостоятельно;

общеобразовательным учреждением, родителем (законным представителем) и педагогом, приглашенным родителем (законным представителем) самостоятельно.

Оплата расходов в части заработной платы педагогического работника данного учреждения производится на основании дополнительной тарификации по приказу учреждения.

Размер денежных средств, подлежащих выплате педагогическим работникам или родителям, имеющим педагогическое образование, исчисляется исходя из установленной нагрузки по разрядам оплаты труда в зависимости от образования, стажа, наличия квалификационной категории, наличия ученой степени, почетного звания и установленной действующим законодательством продолжительности рабочего времени.

Родителям, имеющим высшее непедагогическое образование, выплаты осуществляются из расчета 8 разряда установленной тарифной сетки, имеющим среднее (полное) общее и среднее непедагогическое образование - по 7 разряду тарифной сетки.

Согласно пункту 4.4 того же раздела дополнительные расходы, произведенные родителями (законными представителями) обучающегося сверх выплаченных денежных средств, производятся ими самостоятельно.

В соответствии с пунктом 4.5 того же раздела родители обучающихся, осваивающих образовательные программы в форме семейного образования, не лишаются права на дополнительные выплаты и компенсации, установленные государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста.

Ш.ВВ. и Ш.С.А. обратились в суд с заявлением о признании раздела 4 Положения об освоении общеобразовательных программ в форме семейного образования, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 22 января 2007 года N 32 "Об утверждении Положения об освоении общеобразовательных программ в форме семейного образования", недействующим со дня его принятия, указывая, что он противоречит федеральному законодательству и нарушает право их несовершеннолетнего сына, получающего образование за 11 класс в форме семейного образования, на бесплатное среднее (полное) общее образование, а также права самих заявителей на вознаграждение за обучение сына собственными силами.

Решением Владимирского областного суда от 18 марта 2008 года в удовлетворении указанного заявления отказано.

В кассационной жалобе Ш.В.В. и Ш.С.А. просят об отмене решения суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решения суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

На уровне Российской Федерации отношения, связанные с общими вопросами воспитания и образования, регулируются Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с последующими изменениями), Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с последующими изменениями), Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (в редакции от 20.07.2007) и иными нормативными правовыми актами.

Так, согласно статье 10 Закона РФ "Об образовании", с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действуют единый федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования.

В соответствии со статьей 52 того же Закона родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

Отказывая заявителям в удовлетворении заявления о признании недействующим (в части) Положения об освоении общеобразовательных программ в сфере семейного образования, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 22 января 2007 г. N 32, суд пришел к выводу об отсутствии для этого предусмотренного законом основания.

Вывод суда мотивирован тем, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

С данным выводом суда нельзя согласиться.

Судом не определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Из содержания заявления Ш.В.В. и Ш.С.А. видно, что заявители ссылались на несоответствие пунктов 4.1 и 4.2 оспариваемого Положения статье 5, пункту 1 статьи 15 Закона РФ "Об образовании".

Пунктами 4.1 и 4.2 установлено, что родителям, осуществляющим семейное образование, выплачиваются денежные средства в части затрат исходя из учебной нагрузки: 10-11 класс - 12 часов в неделю, а также установлен учебный период с 1 сентября по 30 мая - срок финансирования семейной формы получения образования. Пунктом 1 статьи 15 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено, что организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно.

Заявители утверждали, что условия по объему учебной нагрузки и сроку учебного года приняты в нарушение пределов компетенции, установленных Законом Российской Федерации "Об образовании" и эти условия препятствуют свободному установлению прав и обязанностей участников на основе договора о семейном образовании.

Пунктом 4.2 Положения установлено, что для муниципальных общеобразовательных учреждений финансирование осуществляется за счет субвенции из областного бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ образовательным учреждениям.

Заявители указали, что к компетенции субъектов Российской Федерации в области образования в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 Закона РФ "Об образовании" отнесено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов:

- на оплату труда работников образовательных учреждений;

- расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Заявители считают, что вместо выделения субвенций местным бюджетам в соответствии с нормативами, согласно пункту 6.1 статьи 29 Закона РФ "Об образовании", разделом 4 Положения установлен совсем иной порядок финансирования - оплата расходов в части заработной платы за счет субвенции из областного бюджета образовательным учреждениям.

Также, раздел 4 оспариваемого Положения противоречит пунктам 75 и 78 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 19 марта 2001 г. N 196.

А поэтому установленный разделом 4 Положения порядок финансирования не соответствует порядку, установленному законодательством Российской Федерации в области образования, а полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, отнесенные пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления, вовсе аннулированы.

По мнению заявителей, противоречие оспариваемого (в части) Положения федеральному законодательству привело к нарушению права их несовершеннолетнего сына на получение бесплатного среднего (полного) общего образования и права самих заявителей на вознаграждение за обучение сына собственными силами.

Проверка указанных доводов имеет существенное значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона РФ "Об образовании" субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд на основании части 2 статьи 253 ГПК РФ признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Суд, принимая решение об отказе в удовлетворении заявления Ш.В.В. и Ш.С.А., доводы заявителей не проверил и не дал им правовой оценки.

Суд не проанализировал вышеприведенные положения федерального законодательства, не сравнил с ними правовые нормы оспариваемого Положения и не высказал суждения, соответствует ли оспариваемый заявителями акт требованиям Закона РФ "Об образовании", а также требованиям подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Также, при принятии решения суд допустил нарушение норм материального права, выразившееся в следующем.

Суд применил закон, не подлежащий применению к спорному правоотношению.

Суд положил в основу своего решения Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.01.1999 N 27/11-12 "О примерном учебном плане вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения (заочная форма обучения)" и Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения от 28.02.2003 N 27/2643-6.

При этом суд не учел, что вышеуказанное Письмо Минобразования РФ регулирует отношения, обусловленные вечерней и заочной формами обучения в образовательном учреждении, в то время как семейное образование является самостоятельной формой получения образования, о чем указано в части 1 статьи 10 Закона РФ "Об образовании".

Что касается Методических рекомендаций от 28.02.2003 г., то они адресованы детям с тяжелыми формами хронических соматических заболеваний и детям-инвалидам, не способным в полном объеме осваивать школьную программу. Несовершеннолетний сын Ш.В.В. и Ш.С.А., как следует из дела, здоров, успешно проходит аттестацию в пределах установленной школой программы обучения и переводится из класса в класс, получая семейное образование.

Суд неправильно истолковал закон.

Применяя по делу Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 09.02.1998 N 322 "Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации", суд ошибочно исходил из того, что нагрузка учащихся составляет 12 часов в неделю. Данным Приказом определено, что 12 часов - это обязательные занятия по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия. Пунктом 5 Базисного учебного плана установлено, что максимальная учебная нагрузка на одного учащегося 10 и 11 класса составляет 32 часа в неделю для малокомплектных и однокомплектных школ, а пунктом 6 установлено, что Базисный учебный план финансируется во всех видах общеобразовательных учреждений не ниже максимальной учебной нагрузки учащихся.

Неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушение норм материального права являются в соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 статьи 362 ГПК РФ основаниями к отмене решения суда в кассационном порядке.

При таких данных, решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное выше.

Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Владимирского областного суда от 18 марта 2008 года отменить.

Передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 августа 2008 г. N 86-Г08-12


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение