Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 сентября 2008 г. N 2597/08 Поскольку министерство республики не наделено правом выдавать лицензии на пользование недрами федерального значения, суд признал выданную им лицензию на право добычи глин недействительной

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 сентября 2008 г. N 2597/08


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреева Е.И., Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявления открытого акционерного общества "Альметьевский завод глинопорошка" и Управления по недропользованию по Республике Татарстан о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.12.2007 по делу N А65-3114/2007-СА1-7 Арбитражного суда Республики Татарстан.

В заседании приняли участие представители:

от Управления по недропользованию по Республике Татарстан - Самотугина А.Р.;

от открытого акционерного общества "Альметьевский завод глинопорошка" - Талыпова А.Ш.;

от Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры - Дзюба А.Н.;

от государственного унитарного предприятия "Комбинат строительных материалов" - Берестов В.Н., Заворотченко Р.А., Хлебников С.П.

Заслушав и обсудив доклад судьи Андреева Е.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительной лицензии на право пользования недрами: добычи глин для производства керамзитового гравия на месторождении "Южно-Биклянское" серии ТУК N 01002 вид ТЭ, выданной Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан государственному унитарному предприятию "Комбинат строительных материалов" (далее - предприятие).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по недропользованию по Республике Татарстан (далее - управление), предприятие и открытое акционерное общество "Альметьевский завод глинопорошка" (далее - общество).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.06.2007 заявление удовлетворено.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2007 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 25.12.2007 указанные судебные акты отменил, в удовлетворении заявления отказал.

В заявлениях о пересмотре в порядке надзора названного постановления суда кассационной инстанции, поданных в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, управление и общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, неполное выяснение обстоятельств дела и ненадлежащую их оценку, просят это постановление отменить и оставить в силе судебные акты судов первой и апелляционной инстанций.

В отзывах на заявления прокуратура поддерживает заявления; Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и предприятие просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлениях, отзывах на них и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявления подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан 13.01.2005 предприятию выдана лицензия серии ТУК N 01002 вид ТЭ на право пользования недрами сроком действия до 01.12.2009 с целью добычи глин для производства керамзитового гравия на месторождении "Южно-Биклянское".

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что запасы глин месторождения "Южно-Биклянское" относятся к бентонитовым глинам и поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых федерального значения. В обоснование вывода о недействительности лицензии суды указали на превышение названным министерством полномочий, поскольку оно не наделено правом выдавать лицензии на пользование недрами федерального значения.

Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, сослался на отсутствие государственного баланса запасов полезных ископаемых в спорный период, недоказанность наличия именно бентонитовых глин на месторождении "Южно-Биклянское" и пришел к выводу о том, что министерство выдало лицензию на добычу общераспространенных полезных ископаемых, то есть действовало в пределах своей компетенции.

Между тем судом кассационной инстанции не учтено следующее. В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) регулирование отношений по недропользованию является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Законом о недрах определены основания возникновения права пользования участками недр (статья 10.1.) и установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (статья 11 Закона о недрах).

Статьей 18 Закона о недрах предусмотрено, что порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 46 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 09.07.2001 N 433, министерство оформляет, выдает и регистрирует лицензии на право пользования недрами местного значения в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

Совместным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Федерального горного и промышленного надзора России и Правительства Республики Татарстан от 26.09.2003 N 440-р (действовавшим в период выдачи спорной лицензии) утвержден Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Татарстан, в который в том числе включены глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных и т.д.). В настоящее время действует аналогичный Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Татарстан, утвержденный совместным распоряжением от 18.05.2006 Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 27-р и Правительства Республики Татарстан N 623-р, которым бентонитовые глины к общераспространенным полезным ископаемым также не отнесены.

В силу статьи 31 Закона о недрах с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, определенном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 09.07.1997 N 122 утверждено Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов, в соответствии с пунктом 10 которого постановка месторождений и запасов полезных ископаемых на государственный и территориальные балансы, их изменения и списание с балансов могут производиться на любой стадии геологического изучения недр по данным геолого-разведочных работ и разработки месторождений на основании заключений и протоколов органов государственной экспертизы запасов и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых в соответствии с их компетенцией, с учетом заключений органов Госгортехнадзора России.

Как установлено судами, на основании протокола Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых от 02.12.1966 N 11 запасы глин Биклянского месторождения поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых федерального значения (государственный баланс запасов полезных ископаемых на 01.01.2006 - выпуск 45 "Бентонитовые глины").

Списание запасов бентонитовых глин Биклянского месторождения с государственного баланса в установленном порядке не производилось.

Таким образом, запасы глин Биклянского месторождения (в том числе Южно-Биклянского) относятся к бентонитовым глинам, поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых, являются дефицитным многоцелевым видом сырья федерального значения и к общераспространенным полезным ископаемым не отнесены.

В силу пункта 1 части третьей статьи 16 Закона о недрах органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают функционирование государственной системы лицензирования пользования участками недр в случаях, когда распоряжение участками недр относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

Согласно Положению о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. К его полномочиям отнесено и принятие решений об утверждении итогов конкурсов или аукционов на право пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также выдача, оформление и регистрация лицензий на пользование недрами.

Следовательно, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, выдав предприятию оспариваемую лицензию на право пользования недрами на месторождении "Южно-Биклянское", превысило свои полномочия.

В связи с этим вывод суда кассационной инстанции о правомерности действий этого министерства является ошибочным, законных оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции не имелось.

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа подлежит отмене в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как противоречащее закону и нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.12.2007 по делу N А65-3114/2007-СА1-7 Арбитражного суда Республики Татарстан отменить.

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.06.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2007 по настоящему делу оставить без изменения.


Председательствующий

А.А. Иванов


Президиум ВАС РФ отменил постановление кассационной инстанции и оставил в силе судебные акты, на основании которых лицензия на право пользования недрами была признана недействительной.

Лицензия была получена от органа исполнительной власти субъекта РФ. Этот орган уполномочен выдавать лицензии на право пользования недрами местного значения в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Однако из материалов дела следует, что запасы глин, добываемых по оспариваемой лицензии, не входили в перечень общераспространенных полезных ископаемых. Наоборот, эти запасы относились к бентонитовым глинам и были поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых федерального значения.

В силу пункта 1 части третьей статьи 16 Закона РФ "О недрах" органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают лицензирование пользования участками недр, только если распоряжение участками недр входит в компетенцию субъектов РФ. Названные органы не вправе выдавать лицензии на право пользования недрами федерального значения. Следовательно, орган государственной власти субъекта РФ, выдавший лицензию, превысил свои полномочия.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 сентября 2008 г. N 2597/08


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2008 г., N 11


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение