Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 г. N 3-Г08-15 Об отказе в признании недействующим постановления Правительства Республики Коми "О тарифных ставках, окладах (должностных окладах) единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми" от 1 октября 2007 г. N 223

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 г. N 3-Г08-15


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Н. об отмене решения Верховного суда Республики Коми от 14 мая 2008 года, которым уставлено без удовлетворения ее заявление о признании незаконным и недействующим постановления Правительства Республики Коми N 223 от 1 октября 2007 года "О тарифных ставках, окладах (должностных окладах) единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В., полагавшей решение законным и обоснованным, а поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия установила:

Н. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Республики Коми N 223 от 1 октября 2007 года "О тарифных ставках, окладах (должностных окладах) единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми", сославшись на противоречие федеральному законодательству.

В обоснование заявления указала, что установление региональным законодателем тарифной ставки первого разряда в размере 1404,00 руб. нарушает ее трудовые права, так как, работая помощником воспитателя ГУ РК "Социальный приют для детей и подростков "Надежда" ее заработная плата исчисляется по третьему разряду ЕТС Республики Коми и должностной оклад составляет 1580 руб., исчисленный из тарифной ставки 1-го разряда 1404 руб. и тарифного коэффициента 1,125, что ниже минимального размера оплаты труда в размере 2300 руб.

Правительство Республики Саха (Якутия) с заявлением Н. не согласилось. Считало, что правовое регулирование установлено в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, прав заявителя не нарушает, согласуется с требованиями статей 129, 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Решением Верховного суда Республики Коми от 14 мая 2008 года в удовлетворении заявления Н. отказано.

В кассационной жалобе заявитель просит решение отменить как основанное на неправильном толковании норм материального права, вынести новое решение.

Относительно кассационной жалобы главой Республики Коми поданы возражения.

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Основополагающие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Российской Федерации по вопросу заработной платы, в том числе и определения ее размеров, регламентированы Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Бюджетным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации.

В частности, согласно п. 2 ст. 26.14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации.

При такой ситуации вывод суда о том, что постановление Правительства Республики Коми от 1 октября 2007 года N 223 "О тарифных ставках, окладах (должностных окладах) единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми" принято в пределах полномочий Республики Коми как субъекта Российской Федерации является обоснованным.

Судебная коллегия соглашается с суждением суда о том, что предусмотренный федеральным законодателем уровень гарантий для работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, оспариваемым региональным актом не снижен.

Постановлением Правительства Республики Коми N 223 "О тарифных ставках, окладах (должностных окладах) единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми" от 1 октября 2007 года установлена тарифная ставка, оклад (должностной оклад) первого разряда ЕТС по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми в размере 1404 рублей в месяц. При этом, работникам государственных учреждений предусматривается доплата, обеспечивающая оплату труда работника не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, в пределах фонда оплаты труда.

Таким образом, оспариваемое постановление предусматривает 15-ти процентное повышение тарифной ставки (оклада) первого и всех последующих разрядов, тарифная ставка первого разряда установлена в размере 1404 руб. против величины 1100 руб., действовавшей до 1 сентября 2007 года, и, таким образом, согласуется с едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21 декабря 2007 года (протокол N 9).

Доводы кассационной жалобы о том, что установление с 1 сентября 2007 года субъектом Российской Федерации тарифной ставки в размере меньшем чем, минимальный размер оплаты труда, предусмотренный Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда", указывает на снижение жизненного уровня заявителя, не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса, и не основаны на материальном Законе, регламентирующем спорное правоотношение.

Из материалов дела усматривается, что месячная заработная плата Н. из расчета тарифной ставки (оклада) 3 разряда 1580 руб. за полностью отработанную норму рабочего времени с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, составляет 3792 руб. в месяц. Таким образом, размер получаемой заявителем заработной платы с 1 сентября 2007 превышает минимальный размер оплаты труда 2300 рублей, установленный Федеральным законом от 20 апреля 2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской федерации".

Ссылки кассационной жалобы, сводящиеся к тому, что выводы суда основаны на неправильном соотношении структурных элементов заработной платы и минимального размера оплаты, и, как следствие, на неправильном, толковании норм материального Закона, подлежащего применению по данному делу, несостоятельны.

Признавая соответствующим федеральному законодательству правовое регулирование, суд пришел к выводу о не тождественности таких категорий как минимальный размер оплаты труда и тарифная ставка. Данный вывод согласуется с положениями статей 129, 133, 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, по смыслу которых не может быть ниже минимального размера оплаты труда именно месячная заработная плата работника, а не тарифная ставка, как это утверждается заявителем.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного суда Республики Коми от 14 мая 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Н. - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 г. N 3-Г08-15


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение