Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 г. N 42-Г08-9 О признании недействующими отдельных положений Порядка расходования в Республике Калмыкия средств, получаемых в виде субвенций из федерального бюджета на выплату гражданам государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений, утв. постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20 июня 2006 г. N 239

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 г. N 42-Г08-9


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Калмыкия о признании недействующими со дня принятия абз. 2 пункта 4, пункты 5-6 Порядка расходования в Республике Калмыкия средств, получаемых в виде субвенций из федерального бюджета на выплату гражданам государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений, утвержденных постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20 июня 2006 г. N 239, по кассационной жалобе министерства здравоохранения и социального развития республики Калмыкия на решение Верховного суда Республики Калмыкия от 27 июня 2008 г., которым постановлено: "Заявление прокурора удовлетворить. Признать недействующими абзац 2 пункта 4, пункты 5-6 Порядка расходования в Республике Калмыкия средств, получаемых в виде субвенций из федерального бюджета на выплату гражданам государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений, утвержденных постановлением Правительства РК N 239 от 20 июня 2006 г. (в редакции от 4 февраля 2008 г.) со дня вступления решения в законную силу".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации С., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

прокурор Республики Калмыкия обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что отмеченные нормы Порядка противоречат федеральному законодательству, в частности, ч. 2 ст. 19 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 7 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, ст. 18 ФЗ от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", согласно которым указанные в оспариваемых нормах полномочия без специальных предписаний об этом федерального законодательства не могли быть переданы органам местного самоуправления.

По делу постановлено приведенное выше решение Верховного суда Республики Калмыкия.

В кассационной жалобе министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности. В обоснование жалобы указывается на то, что при вынесении решения судом не учтено того, что на время рассмотрения судом дела был принят Закон Республики Калмыкия "О внесении изменений в Закон Республики Калмыкия "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Калмыкия в сфере труда и социальной политики" (на четвертой сессии Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 26 июня 2008 г.), которым предусмотрено прекращение с 1 января 2009 г. осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований отдельных государственных полномочий в сфере труда и социальной политики, в том числе, по назначению и выплате гражданам государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений. Прокурор неправомочен обращаться в суд с заявленным требованием, поскольку изменение или отмена закона прерогатива законодательного органа. Принятое судом решение об удовлетворении заявления прокурора порождает острую социальную напряженность в связи с парализацией прав граждан, которые имеют право на эту меру социальной поддержки.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит основании для ее удовлетворения.

В силу оспариваемых норм Министерство здравоохранения и социального развития РК платежными поручениями направляет средства на единые счета бюджетов муниципальных районов (городского округа) для перечисления их на лицевые счета получателей бюджетных средств. Выплата гражданам государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных районов (городского округа).

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, могут передаваться законами субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что финансовое обеспечение мер социальной поддержки, указанных в оспариваемых пунктах, является расходным обязательством Российской Федерации; полномочия по реализации прав граждан на эти меры социальной' поддержки Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, включая полномочия по выплате государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций.

Поскольку, ни один федеральный закон о передаче Российской Федерацией таких полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", не предусматривает возможности их последующей передачи органам местного самоуправления, суд сделал правильный вывод о незаконности оспоренных прокурором норм.

Довод кассационной жалобы о том, что прокурор не вправе обращаться в суд с таким заявлением является несостоятельным. Согласно пункту 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Пунктом 1 статьи 251 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа государственной власти противоречащим закону полностью или в части. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Оспариваемые прокурором нормы носят нормативный характер, поскольку утверждены уполномоченным на то органом государственной власти республики, устанавливают правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли либо прекратились конкретные правоотношения.

Другие доводы кассационной жалобы правового значения для разрешения спора не имеют. Резолютивная часть решения соответствует требованиям ст. 253 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного суда Республики Калмыкия от 27 июня 2008 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 г. N 42-Г08-9


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.