Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 г. N 55-Г08-9 О признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим пункта 1 Положения о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет, утв. постановлением Правительства Республики Хакасия от 27 июня 2007 г. N 211

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 г. N 55-Г08-9


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 1 Положения о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 27 июня 2007 г. N 211 (в редакции постановления правительства Республики Хакасия от 13 февраля 2008 г. N 28), в части указания на срок возникновения права лиц на предоставление жилых помещений после 1 января 2005 года по кассационной жалобе правительства Республики Хакасия на решение Верховного суда Республики Хакасия от 27 июня 2008 г., которым заявление прокурора удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации З., полагавшей решение суда первой инстанции оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

согласно пункту 1 оспариваемого Положения оно определяет порядок предоставления жилых помещений за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия не имеющим закрепленного жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений и их право на получение жилых помещений наступило после 1 января 2005 г., но не было своевременно реализовано, в целях последующего обеспечения их жилыми помещениями по договорам социального найма (при отсутствии оснований для снятия их с данного учета).

Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании данного пункта (п. 1 Положения) противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части слов "после 1 января 2005 года". В обоснование заявления сослался на то, что обязанность по обеспечению детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями являлась расходным обязательством субъектов Российской Федерации и до 1 января 2005 года.

По делу постановлено указанное выше решение Верховного суда Республики Хакасия.

В кассационной жалобе Правительство республики Хакасии просит решение суда отменить по мотиву его незаконности, ссылаясь на то, что при вынесении решения судом были нарушены нормы материального права. Анализ ст.ст. 5, 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.ст. 31, 65, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 159-ФЗ "О введении в действие бюджетного кодекса Российской Федерации" и ст. 155 ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов...", указывает на то, что оспариваемое прокурором постановление не могло распространять свое действие на отношения, возникшие до 1 января 2005 года.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При вынесении решения об удовлетворении заявления прокурора, суд обоснованно исходил из того, что и до 1 января 2005 года субъекты Российской Федерации, в том числе и Республика Хакасия, осуществляли финансирование мер по обеспечению дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что соответствовало статье 5 названного выше Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ. Статья 8 этого закона предусматривала, что такие дети, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Такие же дети, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При отсутствии необходимого жилого фонда им может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных норм за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации. С 1 января 2005 года финансовые обязательства по обеспечению указанного Закона субъекты Российской Федерации стали нести самостоятельно, основанием чему явились изменения в действующем законодательстве. Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (пункт 17 статьи 1) Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ дополнен главой IV.1 "Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации" и в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 ст. 26.3 данной главы закона решение вопросов социальной поддержки указанной категории детей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым этими органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Пункт 17 статьи 1 ФЗ N 95-ФЗ от 4 июля 2003 г. вступил в силу с 1 января 2005 года и с этого же времени, на основании статьи 81 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменилась и редакция ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", из статьи 8 которого было исключено положение о предоставлении целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, а в статье 5 появилось указание о том, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

То обстоятельство, что как до 1 января 2005 года, так и в последующий период времени Республика Хакасия исполняла финансовые обязательства по выполнению Федерального закона "О дополнительных гарантиях но социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части обеспечения жилыми помещениями, подтверждается законами о бюджете на соответствующий год, в частности от 15 декабря 2003 г. N 78 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2004 год" (с последующими изменениями), от 25 ноября 2004 г. N 98 (с последующими изменениями) и другими. Таким образом, вывод суда о том, что обязательство по финансированию мер по обеспечению дополнительных гарантий для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23, возложено федеральным законодательством на субъекты Российской Федерации до 1 января 2005 года является правильным.

Исходя из изложенного, оспоренная прокурором норма в части слов "после 1 января 2005 года", противоречит федеральному законодательству, поскольку сужает круг лиц, имеющих право на получение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.

Суд, проверяя на соответствие федеральному законодательству оспариваемый закон, учел положения Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ о том, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов в связи с принятием упомянутого Федерального закона должно быть предусмотрено сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан, у которых право на получение мер социальной поддержки возникло до 1 января 2005 года, и при этом не должно быть допущено умаление прав и законных интересов человека и гражданина.

Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании законов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного суда Республики Хакасия от 27 июня 2008 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Республики Хакасия - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 г. N 55-Г08-9


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.