Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2008 г. N 58-Г08-11 О признании недействующим Закона Хабаровского края от 27 сентября 2006 г. N 62 "Об основаниях временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования в Хабаровском крае"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2008 г. N 58-Г08-11


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании недействующим Закона Хабаровского края от 27 сентября 2006 г. N 62 "Об основаниях временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования в Хабаровском крае" по кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 4 июня 2008 г., которым постановлено: "удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края. Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда Закона Хабаровского края от 27 сентября 2006 г. N 62 "Об основаниях временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования в Хабаровском крае".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В. заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Г.Н.Ю., полагавшей решение суда, оставить без изменения, Судебная коллегия установила:

закон Хабаровского края от 27 сентября 2006 г. N 62 "Об основаниях временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования в Хабаровском крае" предусматривает:

Статья 1. Основаниями временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования в Хабаровском крае, за исключением федеральных автомобильных дорог, с целью обеспечения безопасности дорожного движения являются: 1) снижение несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги в период весеннего оттаивания грунта земляного полотна автомобильной дороги; 2) возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 3) проведение разрешенных в установленном порядке массовых публичных мероприятий. Статья 2. Настоящий закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что Закон края вступил в противоречие с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

По делу постановлено приведенное выше решение Хабаровского краевого суда.

В кассационной жалобе Законодательная Дума Хабаровского края просит решение суда первой инстанции отменить как постановленное с нарушением норм материального права. Считает, что при вынесении решения суд не учел требования ФЗ от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", указывает на то, что перечень оснований ограничения или прекращения движения транспортных средств на автомобильных дорогах, установленный ст. 30 ФЗ N 257-ФЗ не является исчерпывающим, ссылается на определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 августа 2007 г. N 47-Г07-15, полагает, что оспариваемый прокурором края Закон принят в пределах компетенции законодателя края и не противоречит Федеральному законодательству.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с п.п. "б, к" части 1 ст. 72, 73, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

В силу статей 1, 4, 5 ФЗ "О безопасности дорожного движения" регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов при обеспечении безопасности дорожного движения, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в числе прочих мероприятий посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, а также посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения. В систему законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движении включены законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Пунктом 1 ст. 14 указанного Закона предусмотрено, что основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами РФ и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о безопасности дорожного движения.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы, принятым позднее вышеназванным Федеральным законом N 257-ФЗ, статья 62 которого предусматривает, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до приведения в соответствие с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты российской Федерации применяются в части, не противоречащий настоящему Федеральному закону. Статьей 30 закона установлены основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, в частности: 1.1) при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог; 2) в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях. 2. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 3. В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов. 4. В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.

Данная норма развивает и детализирует нормы ст. 14 Закона "О безопасности дорожного движения", предусматривающие ограничение или прекращение движения на дорогах. Как отмечено выше, согласно п. 1 ст. 14 данного закона основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами РФ и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о безопасности дорожного движения. До принятия Федерального Закона N 257-ФЗ, устанавливающего основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на автомобильных дорогах, полномочия по определению таких оснований были предоставлены субъектам Российской Федерации, что в настоящее время изменено. Часть 2 статьи 30 ФЗ N 257-ФЗ от 8 ноября 2007 г. определяет, что временные ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, то есть законодательными актами федерального уровня. Такой уровень правового регулирования соответствует норме ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и своды человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Право же использования автомобильных дорог общего пользования соответствует закрепленному в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ праву каждого, кто законно находится на территории России, свободно передвигаться.

Учитывая изложенное, суд сделал правильный вывод о том, что нормы ст. 14 Федерального закона "О безопасности движения" в части предоставления полномочий субъектам Российской Федерации своими актами устанавливать основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на автомобильных дорогах, после вступления в силу Федерального Закона N 257 от 8 ноября 2007 г. не подлежат применению. Поскольку оспариваемым Законом края установлены основания ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, которые не предусмотрены ни в Законе N 257-ФЗ, ни в каком-либо другом федеральном законе, суд правильно удовлетворил заявления прокурора о признании данного Закона недействующим.

Нельзя признать состоятельным довод кассатора в части того, что при рассмотрении дела суд, вопреки позиции Конституционного Суда Российской Федерации, допустил приоритет одного правового акта над другим.

Ссылка в кассационной жалобе на определение Верховного Суда РФ не является основанием к отмене судебного решения, поскольку не усматривается связи между ними. Другие доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Хабаровского краевого суда от 4 июня 2008 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Законодательной Думы Хабаровского края - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2008 г. N 58-Г08-11


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.