Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2008 г. N 81-Г08-10 Удовлетворяя заявление о ликвидации общественной организации, суд исходил из того, что деятельность названной организации не отвечает поставленным целям и задачам, изложенным в уставе, и осуществлялась с неоднократными и грубыми нарушениями норм законодательства

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2008 г. N 81-Г08-10


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу председателя Кемеровской областной общественной организации инвалидов труда "Регрессник" Г. на решение Кемеровского областного суда от 10 июня 2008 года по делу по заявлению Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области о ликвидации Кемеровской областной общественной организации инвалидов труда "Регрессник".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

управление Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области (далее УФРС по Кемеровской области) обратилось в суд с заявлением о ликвидации Кемеровской областной общественной организации инвалидов труда "Регрессник" (далее - общественная организация).

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что общественная организация зарегистрирована 25 апреля 2003 года с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц за N 1034200011878. В июле 2004 года внесена запись о государственной регистрации изменений в учредительных документах юридического лица в связи с изменением наименования и территориальной сферы деятельности организации.

26 июля 2007 года УФРС по Кемеровской области постоянно действующему руководящему органу ответчика внесено представление о необходимости устранения допущенных общественной организацией нарушений действующего законодательства и положений Устава, однако в установленный срок (до 15 октября 2007 года, затем до 1 декабря 2007 года) нарушения указанные в представлении, организацией не были устранены. В связи с чем, распоряжением УФРС от 26 декабря 2007 года деятельность общественной организации была приостановлена сроком на два месяца.

Представление от 26 июля 2007 года и решение о приостановлении деятельности от 26 декабря 2007 года организацией в установленном законом порядке не обжаловались.

Поскольку нарушения действующего законодательства, послужившие основанием для приостановления деятельности общественного объединения, в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации, организацией устранены не были, УФРС по Кемеровской области просило ликвидировать вышеназванную организацию в соответствии со ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях".

В судебном заседании представители УФРС по Кемеровской области заявление поддержали и просили удовлетворить требования по заявленным основаниям.

Представители общественной организации с заявленными требованиями не согласились и просили в удовлетворении заявления отказать.

Решением Кемеровского областного суда от 10 июня 2008 года заявление удовлетворено, Кемеровская областная общественная организация инвалидов труда "Регрессник" ликвидирована.

В кассационной жалобе председатель Кемеровской областной общественной организации инвалидов труда "Регрессник" Г. просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, предусмотрены и ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях".

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что 15 марта 2007 года по 15 апреля 2007 года УФРС по Кемеровской области должна была проводиться внеплановая проверка общественной организации на предмет соответствия ее деятельности уставным целям, в том числе, по расходованию денежных средств и использованию иного имущества без выезда по месту нахождения организации. Однако запрошенные в уведомлении о проведении проверки от 20 февраля 2007 года документы в полном объеме в установленный срок до 15 марта 2007 года представлены не были, что привело к невозможности проведения проверки.

В связи с этим, распоряжением УФРС по Кемеровской области от 14 мая 2007 года вновь назначено проведение внеплановой проверки организации на предмет соответствия ее деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации без выезда по месту нахождения организации.

Согласно уведомлению о проведении проверки от 14 мая 2007 года субъекту проверки необходимо в срок до 1 июня 2007 года подготовить документы и иную информацию, подлежащую проверке, а также совершить иные действия, необходимые для проведения проверки.

Как установлено судом все указанные документы надлежащим образом вручались председателю Совета организации Г., однако необходимые для проведения проверки документы не были представлены, что подтверждено актом приема-передачи документов по заявке от 30 мая 2007 года.

В ходе внеплановой проверки организации проводившейся с 1 по 9 июня 2007 года были выявлены нарушения действующего законодательства и положений Устава, а именно: организацией не ведется деятельность, направленная на достижение уставных целей объединившихся граждан, не соблюдаются требования Устава по осуществлению управления общественной организацией, нарушается финансовая дисциплина, а также имеют место другие нарушения закона. Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в судебном заседании.

В соответствии со ст. 42 ФЗ "Об общественных объединениях" в случае нарушения общественным объединением законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям ФРС вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения.

В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

По результатам проведенной проверки 26 июля 2007 года, постоянно действующему руководящему органу общественной организации Управлением ФРС по Кемеровской области было внесено представление о необходимости устранения допущенных нарушений действующего законодательства и положений Устава, и предоставлен срок для их устранения (до 15 октября 2007 года, затем до 1 декабря 2007 года).

Указанные в представления нарушения действующего законодательства и Устава в установленный срок общественной организацией устранены не были, поэтому распоряжением УФРС от 26 декабря 2007 года деятельность общественной организации была приостановлена сроком на два месяца.

Таким образом, учитывая изложенные требования закона и установленные обстоятельства дела, суд пришел к правильному выводу о том, что у УФРС имелись законные основания как для вынесения в адрес руководящего органа организации представления о нарушении закона, так и для приостановления деятельности общественной организации. Установленные УФРС сроки для устранения выявленных нарушений закона, срок приостановления деятельности организации соответствуют требования Федерального закона.

О вынесенном УФРС представлении и распоряжении о приостановлении деятельности организации и необходимости устранения в установленные сроки допущенных нарушений закона руководящему органу организации было известно.

Однако, как установлено судом и следует из справки по результатам проверки учетного дела общественной организации от 10 апреля 2008 года, ответчик в установленный УФРС срок и до настоящего времени не устранил нарушения, послужившие основанием для приостановления его деятельности, и без уважительных причин не принял к этому мер, не представил необходимую информацию и документы в УФРС, что свидетельствует о несоблюдении ответчиком норм действующего законодательства и Устава организации.

Согласно ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности является не устранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Поскольку нарушения действующего законодательства, послужившие основанием для приостановления деятельности общественного объединения, в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации, организацией устранены не были, суд правомерно, руководствуясь ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" ликвидировал вышеназванную общественную организацию.

Обстоятельства, на которые ссылалось УФРС по Кемеровской области в обоснование заявленных требований, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Доказательств, опровергающих выводы суда, общественной организацией суду не представлено.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, Кемеровским областным судом установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Доводы заявителя о том, что не могут являться основанием для ликвидации организации по иску УФРС нарушения, совершенные до 18 апреля 2006 года, то есть до внесения изменений в ст. 44 ФЗ "Об общественных объединениях", когда с такими требованиями в суд мог обращаться только прокурор, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут быть приняты во внимание.

На основании изложенного, решение суда является законным и оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360-362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Кемеровского областного суда от 10 июня 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу председателя Кемеровской областной общественной организации инвалидов труда "Регрессник" Г. - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2008 г. N 81-Г08-10


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.