Решение Верховного Суда РФ от 17 июня 2008 г. N ГКПИ08-1158 Об оспаривании пункта 66 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, утв. приказом Министерства внутренних дел РФ от 28 декабря 2006 г. N 1105

Решение Верховного Суда РФ от 17 июня 2008 г. N ГКПИ08-1158

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008 г. N КАС08-485 настоящее решение оставлено без изменения


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. об оспаривании пункта 66 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 1105, установил:

пунктом 66 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 1105 (далее - Административный регламент), предусмотрено, что производство по делам об утрате (похищении) паспорта должно быть закончено в течение двух месяцев.

Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании изложенного предписания Административного регламента, ссылаясь на его противоречие статьям 23 и 24 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В судебное заседание Б. не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом.

Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Ш.Я.Ю., М.Г.В. и О.А.Л., представитель Министерства юстиции Российской Федерации К.О.В. заявление Б. не признали и просили суд оставить его без удовлетворения, пояснив, что Административный регламент в оспариваемой части действующему законодательству не противоречит и прав заявителя не нарушает.

Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Б. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из пункта 1 Административного регламента, он определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной миграционной службы, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений (далее - подразделения) при выдаче и замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и их учету.

Оспариваемое предписание Административного регламента устанавливает срок, в течение которого подразделение обязано завершить производство по делу об утрате (похищении) паспорта.

С доводами Б. о противоречии пункта 66 Административного регламента нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд согласиться не может.

Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" постановлено до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, ввести в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и Правительству Российской Федерации поручено утвердить положение о паспорте гражданина Российской Федерации.

Такое Положение было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828.

Согласно абзацу второму пункта 16 названного Положения в случае обращения гражданина по вопросу выдачи или замены паспорта не по месту жительства, а также в связи с его утратой (похищением) паспорт выдается в 2-месячный срок со дня принятия документов территориальными органами Федеральной миграционной службы.

В соответствии с приведенной нормой вся последовательность действий с момента принятия заявления об утрате (похищении) паспорта до выдачи паспорта должна быть совершена в течение 2 месяцев.

Поскольку закрепленный оспариваемым предписанием Административного регламента срок проведения проверки по поступившему заявлению об утрате (похищении) паспорта не превышает указанный срок, оснований считать его противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не имеется.

Ссылка заявителя на часть 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", устанавливающую 30-дневный срок рассмотрения письменных обращений, несостоятельна, поскольку в отношении обращений граждан Российской Федерации в связи с утратой (похищением) паспорта гражданина Российской Федерации в настоящее время действует иной, названный выше специальный нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, утвержденный до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Приведенной норме Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ корреспондирует другое предписание Административного регламента, предусматривающее, что при обращении заявителей в письменной форме срок рассмотрения письменного обращения не должен превышать 30 дней с момента регистрации такого обращения (пункт 126).

Не содержит пункт 66 Административного регламента и каких-либо предписаний, нарушающих положения статей 23 и 24 Конституции Российской Федерации о праве на неприкосновенность частной жизни.

Полномочие по принятию нормативных правовых актов предоставлено Министерству внутренних дел Российской Федерации подпунктом 4 пункта 8 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 927.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

Б. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.


Решение Верховного Суда РФ от 17 июня 2008 г. N ГКПИ08-1158


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008 г. N КАС08-485 настоящее решение оставлено без изменения


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение