Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 июня 2008 г. N 38-Г08-11 Суд отменил ранее принятое по делу судебное решение в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений закона субъекта РФ о размере государственной социальной помощи, поскольку органам государственной власти субъектов РФ предоставляется право определять размер социальных пособий, которые выплачиваются за счет средств субъекта, в том числе и размер государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в остальной части судебное решение оставил без изменения

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 июня 2008 г. N 38-Г08-11


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлениям А. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия абзаца 2 статьи 4 (в части) Закона Тульской от 28.12.2004 года N 495-ЗТО "О государственной социальной помощи в Тульской области", Постановления администрации Тульской области от 08.02.2005 года "Об утверждении Положения о порядке оказания государственной, социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области" в части и утвержденного им Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области (в части) по кассационным жалобам А. и представителя губернатора Тульской области на решение Тульского областного суда от 11 февраля 2008 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е.Т.И., объяснения представителя по доверенностям администрации Тульской области и губернатора Тульской области И.Л.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации С.Н.Я., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

А., являясь многодетной матерью, имея среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в Тульской области, обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия абзаца 2 статьи 4 закона Тульской области от 28.12.2004 года N 495-ЗТО "О государственной социальной помощи в Тульской области", ссылаясь на то, что положения данной правовой нормы противоречат статьям 7-12 Федерального закона от 17.07.1999 года "О государственной социальной помощи".

Определением судьи от 14.01.2008 года А. отказано в принятии вышеуказанного заявления об оспаривании данной правовой нормы Закона области в части слов: "исходя из объема ассигнований, предусмотренных в бюджете области на соответствующий финансовый год" на основании части 8 статьи 251 ГПК РФ, поскольку законность данных положений оспариваемой нормы проверена вступившим в законную силу решением Тульского областного суда от 16 июля 2007 года.

В остальной части заявление А. принято к производству суда.

Кроме того, А. обратилась в суд с заявлением о признании недействуюшими со дня принятия Постановления администрации Тульской области от 08.02.2005 года N 87 "Об утверждении Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области" и утвержденного им Положения об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области, как противоречащим статьям 7-12 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", определением судьи от 14.01.2008 года А. отказано в принятии заявления в части требований о признании недействующими со дня Е пункта 3 вышеуказанного Постановления администрации Тульской и пункта 6 утвержденного им вышеназванного Положения на основании части 3 статьи 251 ГПК РФ, поскольку законность данных правовых норм вступившим в законную силу решением Тульского областного суда от года.

ГАРАНТ:

По-видимому, в предыдущем абзаце пропущена часть текста


В остальной части заявление А. принято к производству суда.

Определением суда от 01.02.2008 года указанное заявление А. в части требований о признании недействующими пункта 3 вышеуказанного Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области и пункта 4 того же Положения в части слов: "в пределах средств, выделенных на эти цели оставлено без рассмотрения на основании абзаца 5 статьи 222 ГПК РФ, по заявлению А. об оспаривании тех же положений указанных правовых норм Тульским областным судом 03.12.2007 года вынесено решение, которое на данный момент в законную силу не вступило.

Определением суда от 06.02.2008 года вышеназванные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

Таким образом, предметом судебного разбирательства по настоящему делу является проверка законности положений абзаца 2 статьи 4 Закона Тульской области от 28.12.2004 года N 495-ЗТО "О государственной социальной помощи в области", за исключением слов: "исходя из объема ассигнований, предусмотренных в бюджете области на соответствующий финансовый год", Постановления администрации Тульской области от 08.02.2005 года N 87 "Об утверждении Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области" (за исключением пункта 3), а также проверка законности пунктов 1, 2, пункта 4 - за исключением слов: "в пределах средств, выделенных на эти цели", пунктов 5, 7 Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области.

Оспаривая положения вышеперечисленных правовых норм, заявитель ссылалась на их противоречие статьям 7-12 Федерального закона от 17.07.1999 года "О государственной социальной помощи", которое, по мнению состоит в том, что в нарушение федерального законодательства оспариваемыми нормативными правовыми актами области не предусмотрено государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области на регулярной основе есть на период с начала назначения государственной социальной и до изменения сведений, являвшихся основанием для ее назначения; предоставление государственной социальной помощи на период не менее трех месяцев предусмотрено лишь тем малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области, среднедушевой доход которых ниже уровня гарантированного минимального дохода, и только при условии заключения договора о взаимных обязательствах; размер государственной социальной помощи, оказываемой на период не менее трех месяцев, малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в Тульской области, но выше уровня гарантированного минимального дохода, не определен.

Тем самым, по утверждению заявителя, нарушены права ее малоимущей семьи получение государственной социальной помощи, установленной Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ.

В судебном заседании заявитель А. поддержала заявленные по тем же основаниям и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представители Тульской областной думы, губернатора Тульской области и администрации Тульской области не согласились с доводами заявительницы, указав, что оспариваемые ею нормы не противоречат федеральному законодательству.

По делу постановлено решение, которым заявление А. удовлетворено частично. Признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзац 2 статьи 4 (за исключением слов: "исходя из объема ассигнований, предусмотренных в бюджете области на соответствующий год") закона Тульской области от 28.12.2004 года N 495-ЗТО "О государственной социальной помощи в Тульской области" и абзац 2 пункта 4 (за исключением слов: "в пределах средств, выделенных на эти цели") Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 08.02.2005 года N 87 "Об утверждении Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области", со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

В удовлетворении заявлений А. в остальной части отказать.

В кассационной жалобе представитель администрации Тульской области Г.А.Ю. просит отменить состоявшееся решение в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзац 2 статьи 4 (за исключением слов: "исходя из объема ассигнований, предусмотренных в бюджете области на соответствующий год") закона Тульской области от 28.12.2004 года N 495-ЗТО "О государственной социальной помощи в Тульской области" и абзац 2 пункта 4 (за исключением слов: "в пределах средств, выделенных на эти цели") Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 08.02.2005 года N 87 "Об утверждении Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области", ссылаясь на то, что указанные нормы не противоречат федеральному законодательству.

А. в кассационной жалобе просит отменить состоявшееся по делу решение в части отказа в удовлетворении ее требований, указывая, что оспариваемыми нормами существенно ущемляются права ее многодетной семьи, ссылаясь на те же доводы, что и в суде 1 инстанции.

Судебная коллегия, обсудив доводы кассационных жалоб, анализируя собранные по делу доказательства, приходит к следующему.

В силу реализации полномочий Российской Федерации по предмету совместного ведения принят Федеральный закон от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которым установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Статьей 5 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области оказания государственной социальной помощи отнесено принятие законов и иных нормативных правовых определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

Абзацем 4 статьи 4 указанного закона предусмотрено, что порядок оказания государственной социальной помощи устанавливается администрацией области.

Во исполнение данной нормы закона и на основании ст. 34 Устава Тульской области администрацией Тульской области 08.02.2005 года принято постановление N 87 "Об утверждении Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области", которым утверждено названное Положение (приложение к постановлению).

Оспариваемые заявителем положения абзаца 2 статьи 4 Закона Тульской от 28.12.2004 года N 495-ЗТО "О государственной социальной помощи в Тульской области" предусматривают, что размер государственной социальной помощи на период не менее трех месяцев малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, определяется в пределах между уровнем гарантированного минимального дохода малоимущей малоимущего одиноко проживающего гражданина) и общим доходом малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина).

Как следует из ст.ст. 5, 11 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", полномочия по определению размера государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель предоставил субъекту Федерации.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что действующее законодательство предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации определять размер социальных пособий, которые выплачиваются за счет средств субъекта, в том числе и размер государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

При таком положении нельзя согласиться с выводом суда о том, что оспариваемая норма закона, а также положения не соответствуют федеральному законодательству.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Тульского областного суда от 11 февраля 2008 года в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 2 статьи 4 (за исключением слов: "исходя из объема ассигнований, предусмотренных в бюджете области на соответствующий год") закона Тульской области от 28.12.2004 года N 495-ЗТО "О государственной социальной помощи в Тульской области" и абзаца 2 пункта 4 (за исключением слов: "в пределах средств, выделенных на эти цели") Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 08.02.2005 года N 87 "Об утверждении Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области" отменить и в этой части постановить новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления.

В остальной части решение оставить без изменения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 июня 2008 г. N 38-Г08-11


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.