Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 сентября 2008 г. N 73-Г08-13 Суд отказал в признании недействующими положений закона субъекта РФ об образовании в границах территории субъекта РФ нового муниципального образования

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 сентября 2008 г. N 73-Г08-13


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Б.Е.А. о признании недействующим в части Закона Республики Бурятия N 985-III от 31 декабря 2004 г. "Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республики Бурятия" по кассационной жалобе Б.Е.А. на решение Верховного суда Республики Бурятия от 10 июня 2008 г., которым в удовлетворении заявления ему отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации З.Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Частью 2 ст. 6 названного выше Закона предусмотрено: "Образовать в границах территорий существующих сельсоветов на территории Баунтовского района муниципальные образования, наделить их статусом сельского поселения, определить административные центры и установить границы в соответствии с картографическим описанием: 1) ...; 2) "Багдаринское" с административным центром в селе Багдарин, включающее поселки Маловский, Троицкий (приложение 35); 3) ...". В указанном приложении (35) даны описания границ МО в целом и входящих в него села и поселков сельского типа.

Б.Е.А. обратился в суд с заявлением о признании данного Закона субъекта недействующим в указанной части; возложить на законодателя обязанность по устранению допущенных нарушений; внести соответствующие поправки, а именно, исключить из состава МО сельское поселение "Багдаринское" поселок Маловский и образовать МО сельское поселение на базе этого поселка и установить его границы.

Данное требование мотивировано тем, что п. 6 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 131-Ф3 от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый). Поселок Маловский, в котором он проживает имеет численность населения более 1500 человек и находится в 7 километрах от села Багдарин. Статьей 4 оспариваемого закона территория Баунтовского района относится к территориям с низкой плотностью сельского населения, в связи с чем, поселок Маловский не должен включаться в Территорию Мо сельского поселения "Багдаринское", а должно быть образовано самостоятельное МО сельское поселение на его территории.

В нарушении требований ч. 3 ст. 13 ФЗ N 131-ФЗ при включении поселка Маловский в сельское поселение "Багдаринское" не было получено согласие населения, что привело к нарушению прав граждан на осуществление местного самоуправления, проживающих в поселке Маловский и в частности его (заявителя).

По делу постановлено указанное выше решение Верховного суда республики Бурятия.

В кассационной жалобе Б.Е.А. просит решение суда отменить и вынести новое решение - об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что суд неправильно истолковал материальный закон. Не согласен с суждением суда о том, что п. 6 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. носит рекомендательный характер, так как содержащееся в данной норме выражение "как правило" подразумевает наличие исключения установленного в п. 8 ч. 1 ст. 11, согласно которому статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек и каких-либо других исключений (в частности включения населенного пункта численностью населения более 1000 человек в другое без согласия населения) законом не установлено. Оспариваемым Законом по сути разрешены вопросы, не относящиеся к компетенции субъекта Российской Федерации, и нарушаются требования, предусмотренные ч. 6 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ, относительно численности депутатов представительного органа поселения.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый заявителем Закон принят в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и федеральному законодательству не противоречат. Правомерно признано, что согласно пп. 1 п. 1 ст. 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.03 г. в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Из дела следует, что оспариваемым заявителем Законом на территории Баунтовского района республики образовано, МО "Багдаринское" с административным центром в селе Багдарин, включающее поселки Маловский и Троицкий. При его образовании были соблюдены требования, предусмотренные ст. 10 Федерального закона N 131-ФЗ, в соответствии с которой местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Границы территорий МО устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 настоящего Федерального закона. Согласно ч. 6 ст. 11 в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый. В соответствии с указанной нормой сделан вывод суда относительно позиции заявителя о том, что поселок Маловский имеет численность более 1500 человек, а следовательно, не мог входить в состав "Багдаринское". Судом первой инстанции правильно указано, что в данной норме не содержится запрета на включение в состав территории сельского поселения сельского населенного пункта или поселка с численностью более 1000 человек, а лишь содержаться рекомендации к такому ограничению. Приведенный выше довод кассационной жалобы о том, что содержащиеся в федеральном законе выражение "как правило" вызвано лишь тем, что в самом федеральном законе имеется исключение относительно того, что статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек и ни в коем случае не является нормой разрешающей устанавливать другие исключения, касающиеся состава территории сельского поселения, основан на неправильном толковании нормы Закона.

Правильной является позиция суда о несостоятельности доводов заявителя о том, что оспоренные нормы Закона субъекта противоречат ст. 13 п. 3 Федерального закона N 131-ФЗ.

Данная норма федерального закона касается преобразования муниципальных образований. Ее пункт 3 предусматривает, что объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан. Между тем, в оспариваемой норме не ведется речь о преобразовании муниципального образования, а решается вопрос о его образовании путем включения поселков Маловское и Троицкое и при этом, каких-либо изменений в границах данных населенных пунктов, или изменения их статуса данной нормой не предусматривается. С учетом изложенного оснований для применений указанной выше нормы федерального законодательства к данным правоотношениям не имеется.

Кроме того, определяя границы муниципального образования законодатель учел положения пункта 3 части 1 ст. 11 Федерального закона N 131-ФЗ, согласно которому территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. При обращении заявителя в суд и при рассмотрении дела не являлся спорным вопрос о том, что на время принятия оспариваемого Закона республики на территории района в Багдаринский сельсовет как административно-территориальную единицу входили следующие населенные пункты: село Багдарин, поселок Маловский, поселок Троицкий. В связи с этим, представительный орган местного самоуправления, своим решением от 23 апреля 2004 года постановил " оставить в существующих границах сельские администрации с численностью населения свыше 1000 человек, в том числе Багдаринскую сельскую администрацию, в которую входили село Багдарин, поселки Маловский, Троицкий (общей численностью 6344 человека). При разработке оспариваемого закона были учтены документы, подтверждающие решения представительных органов муниципальных образований по вопросам изменения границ, в том числе решение Баунтовского районного Совета местного самоуправления от 23 апреля 2004 года N 72.

Ссылка в кассационной жалобе на несоблюдение требований ч. 6 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ не является основанием к отмене судебного решения, поскольку при обращении в суд на данное обстоятельство не указывалось и оно не являлось предметом рассмотрения, что однако, не указывает на ошибочность решения суда. Тот факт, что интересы жителей поселка Маловское представляется двумя депутатами сам по себе не свидетельствует о нарушений требований этой нормы, поскольку в данной норме речь идет о численности депутатов всего муниципального образования, а не о каком-либо входящим в его состав поселении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного суда Республики Бурятия оставить без изменения, а кассационную жалобу Б.Е.А. - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 сентября 2008 г. N 73-Г08-13


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение