Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2008 г. N 64-Г08-19 Отказ в регистрации кандидата в депутаты правомерен, поскольку в избирательную комиссию не было представлено достаточного количества достоверных подписей, а количество недействительных подписей превышает десять процентов

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2008 г. N 64-Г08-19


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.

судей Борисовой Л.В., Калининой Л.А.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Асеева Евгения Сергеевича об отмене постановления окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Сахалинской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 от 4 сентября 2008 года N 13/41 об отказе Асееву Е.С. в регистрации кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 по кассационной жалобе Асеева Е.С. на решение Сахалинского областного суда от 19 сентября 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

постановлением Сахалинской областной Думы от 10 июля 2008 года N 10/13/354-4 на 12 октября 2008 года назначены выборы депутатов Сахалинской областной Думы пятого созыва.

Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 5 от 4 сентября 2008 года N 13/41 Асееву Е.С. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 5.

Асеев Е.С. обратился в Сахалинский областной суд с заявлением об отмене указанного постановления, ссылаясь на то, что для регистрации кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы в окружную избирательную комиссии по выборам депутатов Сахалинской областной Думы пятого созыва одномандатного избирательного округа N 5 им были представлены 286 подписей на 30 листах, однако избирательной комиссией без достаточных оснований ему было отказано в регистрации. В результате проверки рабочей группой окружной избирательной комиссии представленных им документов выяснилось, что подписи избирателей в поддержку кандидата в депутаты, содержащиеся в 13 подписных листах в количестве 130 подписей, оформлены с нарушением закона.

По мнению заявителя, в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" он имел право на замену подписных листов, выполненных с нарушением закона, однако в удовлетворении этой просьбы окружной комиссией ему было отказано, что явилось основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы.

Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Асеев Е.С., полагая его неправильным.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения по следующим основаниям.

Постановлением Сахалинской областной Думы N 10/9/219-4 от 15 мая 2008 года утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Сахалинской областной Думы пятого созыва, согласно которой определены границы одномандатного избирательного округа N 5.

Из материалов дела усматривается, что по состоянию на 1 июля 2008 года на территории данного избирательного округа зарегистрировано 26007 избирателей, в связи с чем количество подписей, необходимых для регистрации кандидата (один процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории указанного избирательного округа), составляет 260 человек.

27 августа 2008 года Асеев Е.С. представил в окружную избирательную комиссию 30 подписных листов, содержащих 286 подписей избирателей в поддержку его выдвижения.

1 сентября 2008 года рабочая группа по проведению проверки достоверности сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах и подписях избирателей, установила, что 13 подписных листов (NN 12-23 и 27) в количестве 130 подписей избирателей, представленных Асеевым Е.С, выполнены с нарушением требований части 10 статьи 25 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" (не в полном объеме указаны сведения о лице, осуществляющем сбор подписей), в связи с чем рекомендовала избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 5 отказать Асееву Е.С. в регистрации кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы. Постановлением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Сахалинской областной Думы пятого созыва одномандатного избирательного округа N 5 от 4 сентября 2008 года N 13/41 Асееву Е.С. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 5.

В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (с последующими изменениями) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Согласно частям 1 и 2 статьи 28 Закона Сахалинской области N 22-30 от 10 апреля 2008 года (с последующими изменениями) "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" избирательная комиссия, осуществляющая регистрацию кандидата, списка кандидатов, проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов, списков кандидатов требованиям Федерального закона, настоящего Закона. Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, то избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.

Избирательная комиссия для проведения проверки достоверности сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, и подписей избирателей может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников ее аппарата, а также членов нижестоящих избирательных комиссий и привлеченных специалистов.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктом 7 части 6 статьи 29 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" установлено, что одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

При этом под недействительной подписью понимается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа (подпункт 44 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), а под недостоверной подписью - подпись, выполненная от одного лица другим лицом (подпункт 45 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Согласно пункту 8 части 12 статьи 28 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, составляет один процент от числа подписей избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.

В силу части 10 статьи 25 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дату выдачи паспорта или заменяющего его документа, наименование или код выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит подпись и дату ее внесения.

Как правильно указал суд, дата рождения предполагает указание числа, месяца и года рождения.

Под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (подпункт 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частью 3 статьи 27 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия, осуществляющая регистрацию кандидата, списка кандидатов, не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии со статьями 22-24 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями Федерального закона, настоящего Закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

В соответствии с пунктом 7 статьи 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума.

Проанализировав указанные нормы, суд пришел к верному выводу, что уточнения и дополнения могут вноситься в уже представленные документы, при этом уточнения могут вноситься в документы, содержащие сведения о кандидате, но на внесение любых уточнений и дополнений в подписные листы избирателей в поддержку выдвижения кандидата установлен запрет.

Поскольку законодатель не допускает возможность восполнения сведений о лицах, заверивших подписные листы с подписями избирателей, после представления их на регистрацию в окружную избирательную комиссию, действия окружной избирательной комиссии по неизвещению кандидата об этих нарушениях и отказу ему в замене подписных листов правильно признаны судом не противоречащими требованиям избирательного законодательства, что согласуется с позицией, изложенной в постановлении Центральной избирательной комиссии N 203/1272-4 от 23 марта 2007 года, утвердившем разъяснения о порядке применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Судом установлено, что в данных о лице, осуществляющем сбор подписей, Ким Ден Сун в подписных листах NN 12-18 не указаны дата рождения, полное наименование адреса места жительства (отсутствует наименование субъекта Российской Федерации и города), в данных о лицах, осуществляющих сбор подписей, Ли Мин Сун в подписных листах NN 19-23 и Димовой Е.В. в подписном листе N 27 не указаны полные даты рождения, полное наименование адреса, места жительства (отсутствует наименование субъекта Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенных положений как федерального, так и регионального законодательства, суд обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требований об отмене постановления окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Сахалинской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 от 4 сентября 2008 года N 13/41 об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 5.

Ссылка на положения части 3 статьи 27 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы", которые, по мнению заявителя, позволяют заменить представленные в окружную избирательную комиссию ненадлежаще оформленные подписные листы на надлежаще оформленные, как верно указал суд, основана на ошибочном толковании данной нормы.

Доводы кассационной жалобы направлены к иному толкованию норм материального права, примененных судом при решении дела, ошибочны и не могут служить поводом для его отмены.

Поскольку кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о нарушениях судом норм материального или процессуального права, она подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Сахалинского областного суда от 19 сентября 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Асеева Е.С. - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2008 г. N 64-Г08-19


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.