Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 г. N 16-Г08-10 Суд обоснованно пришел к правильному выводу о том, что работа по государственной кадастровой оценке земель поселений области проведена в соответствии с действующим законодательством, и указал, что неравенство величин рыночной и кадастровой стоимости земельного участка прямо следует из норм земельного законодательства

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 г. N 16-Г08-10


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя С.П.И. по доверенности Э.С.Б. на решение Волгоградского областного суда от 27 июня 2008 года, которым оставлено без удовлетворения заявление С.П.И. о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента принятия постановления Главы Администрации Волгоградской области от 3 августа 2005 года N 779 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений Вологодской области" (в редакции постановления Главы Администрации Волгоградской области от 16 марта 2006 года N 279) в части утверждения в Приложении N 1 результатов государственной кадастровой оценки земель по виду функционального использования "земли гаражей и автостоянок" в кадастровом квартале 34:34:08 00 62 в г. Волгограде.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.О.А., объяснения представителя С.П.И. по доверенности Б.Е.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Администрации Волгоградской области М.Д.А., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Г.Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

3 августа 2005 года Главой Администрации Волгоградской области принято постановление N 779 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области".

Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 16 марта 2006 года N 279 в указанное постановление внесены изменения.

С.П.И., являющийся собственником земельного участка под кадастровым номером 34:34:08 00 62:0003, находящегося в кадастровом квартале 34:34:08 00 62 г. Волгограда, обратился в Волгоградский областной суд с заявлением о признании названного постановления незаконным и недействующим с момента принятия в части утверждения в Приложении N 1 результата государственной кадастровой оценки земель по виду функционального использования "земли гаражей и автостоянок" в кадастровом квартале 34:34:08 00 62 г. Волгограда, в размере 8 757,54 руб. за 1 кв. м.

В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемое им постановление противоречит пунктам 3 и 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 (в редакции постановления Правительства РФ от 11 апреля 2006 года N 206), статье 66 Земельного кодекса РФ, статье 3 Налогового кодекса РФ.

Постановлением утверждены результаты кадастровой оценки земель на основании данных, содержащихся в отчете ГУП "ФРКЦ "Земля", согласно которым кадастровая оценка земель проводилась по состоянию на 1 января 2001 года, что свидетельствует, по мнению С.П.И., о том, что постановление основано на данных о кадастровой стоимости, полученных за пределами пятилетнего срока проведения кадастровой оценки, тогда как в соответствии с пунктом 3 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

При проведении государственной кадастровой оценки земель не была применена Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденная приказом Росземкадастра РФ от 17 октября 2002 года N П/337, которая согласно пункту 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель должна быть применена при утверждении результатов оценки.

По мнению С.П.И., постановлением утверждены экономически необоснованные результаты оценки земель и установлена кадастровая стоимость земель в кадастровом квартале, многократно превышающая их рыночную стоимость, что привело к увеличению размера налога и нарушению прав С.П.И. как плательщика этого налога.

В подтверждение доводов о неправильном определении кадастровой стоимости земель С.П.И. представлен отчет о рыночной стоимости принадлежащего ему участка, выполненный ООО "Омега Плюс", согласно которому рыночная стоимость участка ниже его кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Главы Администрации Волгоградской области.

Решением Волгоградского областного суда от 27 июня 2008 года заявление С.П.И. оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе представитель С.П.И. Э.С.Б. просит отменить указанное решение, полагая, что выводы суда не соответствуют требованиям законодательства, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда правильным и оснований для его отмены не усматривает.

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 11 апреля 2006 года N 206) государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Согласно пунктам 10 и 11 Правил (в редакции до 25 апреля 2006 года) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета РФ по земельной политике утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель; методические и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами по согласованию с уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Согласно Положению о Федеральной службе земельного кадастра, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года N 22, в полномочия Федеральной службы земельного кадастра (Росземкадастра), являвшейся федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, входило осуществление деятельности, связанной с государственной кадастровой оценкой земель, обеспечение разработки и совершенствования методик государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с приказом Росземкадастра от 20 февраля 2001 года N П/21 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель" на его территориальные органы была возложена обязанность по проведению работ по государственной кадастровой оценке земель поселений субъектов Российской Федерации.

Во исполнение названного приказа Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Волгоградской области (ныне Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области) были заключены государственные контракты NN 1 и 2 на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель поселений Волгоградской области со ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", являвшимся единственным поставщиком продукции. ФГУП "ФКЦЗ "Земля" представлен отчет о государственной кадастровой оценке земель поселений Волгоградской области.

Разрешая спор, суд установил, что в период проведения государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области в 2001 году действовали методические и нормативно-технические документы Росземкадастра, которые позволяли определить удельные показатели кадастровой стоимости земель поселений в целом и в кадастровых кварталах в составе поселений по виду функционального использования, как предусмотрено пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (как в редакции постановления Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316, так и в редакции постановления Правительства РФ от 11 апреля 2006 года N 206). Отчет кадастрового цента "Земля" содержит удельные показатели кадастровой стоимости земель поселений по кадастровым кварталам и показатели кадастровой стоимости земель поселений по видам функционального использования.

Из имеющегося в деле письма Росземкадастра от 20 ноября 2002 года N АО/317 следует, что отчет о кадастровой оценке земель поселений Волгоградской области выполнен в соответствии с рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель поселений, утвержденными руководителем Росземкадастра 11 января 2002 года 17 октября 2002 года приказом Росземкадастра N П/337 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, после чего отчет о государственной кадастровой оценке земель поселений Волгоградской области был проверен Росземкадастром на соответствие утвержденной Методике. Согласно письму Росземкадастра от 9 декабря 2002 года N 00/1114 указанный отчет выполнен в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17 октября 2002 года N П/337, согласован с Росземкадастром и рекомендован к утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области утверждены постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 3 августа 2005 года N 779.

Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что работа по государственной кадастровой оценке земель поселений Волгоградской области проведена в соответствии с действующим законодательством, с соблюдением нормативных положений и Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17 октября 2002 года N П/337.

Довод заявителя о противоречии оспариваемого постановления Главы Администрации Волгоградской области N 779 пункту 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 (в редакции постановления Правительства РФ от 11 апреля 2006 года N 206), проверялся судом и признан основанным на неправильном толковании норм права.

Судом установлено, что государственная кадастровая оценка земель поселений Волгоградской области проводилась в 2001 году.

Периодичность проведения государственной кадастровой оценки земель (не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года) впервые установлена пунктом 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель в редакции постановления Правительства РФ от 11 апреля 2006 года N 206. Указанным постановлением Правительства РФ данной норме Правил обратная сила не придана, поэтому пункт 3 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 11 апреля 2006 года N 206) регулирует отношения, которые сложились после вступления в силу постановления Правительства РФ N 206.

Довод заявителя о незаконности оспариваемого постановления в связи с тем, что удельный показатель стоимости земель кадастрового квартала, в котором расположен его земельный участок, значительно превышает рыночную стоимость этого земельного участка, о чем свидетельствует отчет от 10 мая 2007 года, выполненный ООО "Омега Плюс", признан судом несостоятельным со ссылкой на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, из которого следует неравенство величин рыночной и кадастровой стоимости земельного участка. Представленному отчету ООО "Омега Плюс" судом дана оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Не согласился суд и с доводом заявителя о противоречии оспариваемого постановления статье 3 Налогового кодекса РФ, указав, что постановление не регулирует правоотношений в сфере налогообложения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что выводы суда являются правильными, основаны на установленных судом обстоятельствах и правильном применении норм материального права, а потому оснований к отмене решения не усматривает.

В кассационной жалобе представитель С.П.И., оспаривая выводы суда, ссылается на обстоятельства, которые являлись предметом исследования суда и получили его оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Поскольку доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, они не могут послужить основанием к отмене решения суда.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Волгоградского областного суда от 27 июня 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя С.П.И. Э.С.Б. - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 г. N 16-Г08-10


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.