Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 октября 2008 г. N 74-Г08-41 О признании противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению Закона Республики Саха (Якутия) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению финансирования реализации инновационных образовательных программ" от 16 марта 2007 г. 441-3 N 897-III

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 октября 2008 г. N 74-Г08-41


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2008 года, которым признан противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению Закон Республики Саха (Якутия) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению финансирования реализации инновационных образовательных программ" от 16 марта 2007 года 441-3 N 987-III.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "N 897-III"


Заслушав доклад судьи Верховного суда Российской Федерации Б.Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г.Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

16 марта 2007 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению финансирования реализации инновационных образовательных программ" 441-3 N 987-III, опубликованный 11 апреля 2007 года в газете "Якутские ведомости" N 25.

Частью 1 статьи 6 названного Закона установлено, что исполнение органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий осуществляется за счет субсидий, предоставляемых государственному бюджету Республики Саха (Якутия) из федерального бюджета.

При этом, Законом Республики Саха (Якутия) не предусмотрено финансового обеспечения органов местного самоуправления для осуществления ими указанных полномочий за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению Закона Республики Саха (Якутия) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению финансирования реализации инновационных образовательных программ" от 16 марта 2007 года 441-3 N 987-III.

В обоснование заявленных требований указал, что подпунктом 53 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ организация и осуществление региональных инновационных программ отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). В силу части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В нарушение названных федеральных норм, а также пункта 3 статьи 19 Федерального Закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" оспариваемый Закон Республики Саха (Якутия) не содержит методики, предусматривающей расчет объема субвенций на выполнение переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по финансированию реализации инновационных образовательных проектов.

Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2008 года заявление прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворено.

В кассационной жалобе Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) просит об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, отсутствие в решении указания суда на то, с какого времени акт признан недействующим, и прекращении производства по делу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Удовлетворяя заявление прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению Закона Республики Саха (Якутия) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению финансирования реализации инновационных образовательных программ" от 16 марта 2007 года 441-3 N 987-III, суд пришел к выводу о том, что для это имеются предусмотренные законом основания.

Вывод суда мотивирован тем, что органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимым для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Вывод суда, изложенный в решении, соответствует требованиям закона и материалам дела и оснований для признания его неправильным не имеется.

В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы образования.

Подпунктом 53 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) организация и осуществление региональных инновационных программ отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Статьей 19 Федерального Закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены положения о том, что отдельные государственные полномочия на основании законов субъектов Российской Федерации могут передаваться для осуществления органам местного самоуправления. При этом, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (часть 5). Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать, в том числе, способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий; перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления соответствующих полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня (пункты 3 и 4 части 6).

Аналогичные положения, допускающие возможность передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий Республики Саха (Якутия), предусматриваются и Законом Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 года 41-3 N 417-II (с последующими изменениями), закрепляющим вышеназванные принципы финансового и материального обеспечения осуществления этих полномочий за счет средств бюджета республики (статья 4). При этом, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями без передачи им финансовых и материальных средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления ими указанных полномочий, не допускается (статья 2).

Приведенные положения федерального и республиканского законодательства корреспондируют правовым нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований (часть 3 той же статьи).

Согласно статье 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнений государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

По смыслу приведенных положений, не порождает правовых последствий нормативный правовой акт о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями без их финансового и материального обеспечения.

Сравнительный анализ оспариваемого прокурором Закона и названных выше федеральных норм приводит к выводу о том, что законодатель Республики Саха (Якутия), наделяя органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, не предусмотрел способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий.

При таких обстоятельствах вывод Верховного суда Республики Саха (Якутия) о противоречии федеральному законодательству Закона Республики Саха (Якутия) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению финансирования реализации инновационных образовательных программ" от 16 марта 2007 года 441-3 N 987-III является правильным, а решение о признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта - законным и обоснованным.

Вместе с тем, поскольку судом не указано, с какого времени акт признается недействующим, Судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда указанием о том, что оспариваемый Закон не подлежит применению с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы.

Ссылка Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на то, что Республика Саха (Якутия) не нарушает своих обязательств по участию в финансировании за счет средств своего бюджета мероприятий по государственной поддержке общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, однако финансирование данных мероприятий проводит не в рамках оспариваемого Закона, а в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2007 года 437-3 N 889-III "О Государственной целевой программе развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы", указом Президента Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2005 года N 2434 "Об учреждении стипендии Президента Республики Саха (Якутия) для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и грантов Президента Республики Саха (Якутия) для инновационных образовательных учреждений" и иных нормативных правовых актов республики, не влияет на выводы суда, изложенные в решении суда, и отмены решения не влечет.

Не влекут отмену решения и доводы о том, что на момент вынесения решения некоторые из названных судом в решении нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации, рассчитанные на определенный период времени, свое действие утратили. Поскольку установлено несоответствие оспариваемого Закона Республики Саха (Якутия) вышеназванным федеральным законам, то имеются в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ основания для удовлетворения заявленных прокурором требований.

Является ошибочным мнение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о том, что производство по настоящему делу подлежит прекращению. По настоящему делу не имеется, и заявитель в своей жалобе не назвал ни одного из предусмотренных законом, оснований для прекращения производства по делу.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361, статьей 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.

Дополнить резолютивную часть решения суда указанием о том, что Закон Республики Саха (Якутия) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению финансирования  реализации инновационных образовательных программ" от 16 марта 2007 года 441-3 N 987-III не подлежит применению со дня вступления в законную силу настоящего решения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 октября 2008 г. N 74-Г08-41


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.