Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 октября 2008 г. N 19-Г08-7 Отказывая признавать противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельные положения краевого закона об установлении границ муниципального образования, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемый закон принят законодательным органом субъекта РФ в пределах его компетенции

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 октября 2008 г. N 19-Г08-7


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлениям Щ.И.М., Ж.Л.А., Н.А.И. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункта 121 и 122 приложения к закону Ставропольского края от 04.10.2004 года N 84-кз "Об установлении границ муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края (координаты описания границ муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края "от точки 121 в северо-восточном направлении по восточной стороне лесополосы на протяжении 2.1 до точки 122"), а также в части установления границы между муниципальными образованиями город Ставрополь Ставропольского края и Татарский сельсовет Шпаковского района Ставропольского края на отрезке от поворотной точки 120 до точки 121, от точки 121 до точки 122, от точки 122 до точки 123, от точки 123 до точки 124 на карте границы муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края по кассационным жалобам Щ.И.М., Н.А.И., Ж.Л.А. на решение Ставропольского краевого суда от 7 июля 2008 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е.Т.И., объяснения представителей по доверенностям государственной думы Ставропольского края В.И.И. и губернатора Ставропольского края Ч.Р.И., просивших в удовлетворении кассационной жалобы отказать, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации З.Э.С., полагавшей решение по существу оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Государственной Думой Ставропольского края 23 сентября 2004 года принят Закон N 84-кз "Об установлении границы муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края", который 4 октября 2004 года подписан Губернатором Ставропольского края и официально опубликован в издании "Ставропольская правда" 26 октября 2004 года.

Щ.И.М., Ж.Л.А., Н.А.И. обратились в Ставропольский краевой суд с заявлениями о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим названный закон в части координатов описания границ муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края "от точки 121 в северо-восточном направлении по восточной стороне лесополосы на протяжении 2.1 до точки 122", а также в части установления границы между муниципальными образованиями города Ставрополя Ставропольского края и Татарский сельсовет Шпаковского района Ставропольского края на отрезке от поворотной точки 120 до точки 121, от точки 121 до точки 122, от точки 122 до точки 123, от точки 123 до точки 124 на карте границы муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края.

В обоснование своих требований заявители сослались на то, что оспариваемая норма противоречит положениям ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 84 Земельного Кодекса Российской Федерации, кроме того нарушены права заявителей на строительство и улучшение жилищных условий на территории данного муниципального образования, референдум об изменении границ территории г. Ставрополя не проводился, то есть не было учтено мнение населения.

В судебном заседании Щ.И.М., Ж.Л.А., Н.А.И. заявленные требования поддержали.

Государственная дума Ставропольского края, губернатор Ставропольского края, совет Шпаковского муниципального района Ставропольского края, администрация муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Ставропольского краевого суда от 07 июля 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационных жалобах Щ.И.М., Ж.Л.А., Н.А.И. просят указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.

В силу пункта "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей тории# Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 названного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 11 статьи 5 ранее Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установление порядка установления и изменения границ муниципальных образований отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законом субъекта Российской Федерации.

В силу частей 3, 4, 5 статьи 24 Федерального закона в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12, ми# 3, 5 и 7 статьи 13 настоящего Федерального закона. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Как усматривается из материалов дела, до принятия оспариваемого закона нормативных правовых актов Ставропольского края, устанавливающих границы г. Ставрополя как административно-территориальной единицы и как муниципального образования не принималось, таким образом, граница муниципального образования города Ставрополя оспариваемым законом установлена впервые. При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что проведение голосования (референдума) по данному вопросу законодательством не требуется.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Ставропольский краевой суд обоснованно исходил из того, что оспариваемый в настоящем деле закон принят законодательным органом субъекта Российской Федерации в пределах его компетенции. При принятии государственной думой Ставропольского края оспариваемого закона нарушений законодательства допущено не было.

Доводы кассационных жалоб фактически сводятся к переоценке обстоятельств дела, установленных в суде, которым дана надлежащая оценка и к несогласию с выводами суда, и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Ставропольского краевого суда от 7 июля 2008 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Щ.И.М., Ж.Л.А., Н.А.И. - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 октября 2008 г. N 19-Г08-7


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение