Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 сентября 2008 г. N 16490/07 Необходимость выяснения вопроса соблюдения процедуры перевода спорного участка земель из земель лесного фонда в земли поселений стала основанием для передачи дела на новое рассмотрение

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 сентября 2008 г. N 16490/07


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Першутова А.Г., Полубениной И.И., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Челябинской области от 19.06.2007 по делу N А76-738/2007-22-204 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.09.2007 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области (истца) - Войцехович Н.Г.;

от общества с ограниченной ответственностью "Энергомаш" (третьего лица) - Теленков С.С.

Заслушав и обсудив доклад судьи Полубениной И.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Администрация муниципального образования "Чебаркульский городской округ" (далее - администрация муниципального образования, администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Управлению Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее - управление регистрационной службы), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области (далее - территориальное управление Росимущества) об исключении из земель категории "лесной фонд" кварталов N 42 - 61, 63, 64, 66 Чебаркульского лесничества (согласно материалам лесоустройства) общей площадью 2366 гектаров, субъектом права собственности на которые является Российская Федерации#, а также о признании указанных кварталов землями категории "земли населенных пунктов" муниципального образования "Чебаркульский городской округ" и восстановлении положения, существовавшего до проведения государственной регистрации права собственности Российской Федерации, путем прекращения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены управление регистрационной службы, Управление муниципальной собственности Чебаркульского городского округа (далее - управление муниципальной собственности), Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области, общество с ограниченной ответственностью "Энергомаш", Главное управление лесами Челябинской области, закрытое акционерное общество "Герасименко и К", общество с ограниченной ответственностью "Степ-Инвест", открытое акционерное общество "Российские железные дороги".

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.06.2007 иск удовлетворен, кварталы 42-61, 63, 64, 66 Чебаркульского лесничества признаны землями поселений муниципального образования "Чебаркульский городской округ", прекращена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на данный участок лесного фонда.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 26.09.2007 решение суда первой инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора, территориальное управление Росимущества просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, в удовлетворении иска отказать.

В отзывах на заявление администрация муниципального образования, управление муниципальной собственности и ООО "Энергомаш" просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как видно из судебных актов и подтверждается материалами дела, территориальное управление Росимущества на основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, а также во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 13.03.2002 N МК-П5-03476, совместных указаний Министерства имущественных отношений Российской Федерации и Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.07.2003/30.06.2003 и от 17.09.2003 обратилось за государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда площадью 2366 гектаров (кварталы N 42-61, 63, 64, 66 Чебаркульского лесничества) (группа лесов 1-й категории защищенности: леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; особо ценные лесные массивы; леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов), находящийся по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, Чебаркульский опытный лесхоз, Чебаркульское лесничество.

Государственная регистрация права федеральной собственности на участок лесного фонда подтверждается свидетельством от 24.11.2004 серии 74-А11 N 079925, а также выданным взамен него свидетельством от 16.02.2005 серии 74-АА N 010304.

Администрация муниципального образования обратилась в арбитражный суд, поскольку, по ее мнению, указанные кварталы находятся в пределах городской черты, утвержденной решением Исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 29.08.1967 N 435-2 "Об утверждении проекта городской черты города Чебаркуля Челябинской области", а также Законом Челябинской области от 28.10.2004 N 290-ЗО "О статусе и границах Чебаркульского городского округа". Поэтому истец считает неправомерным отнесение этих кварталов к лесному фонду и государственную регистрацию права федеральной собственности на них, препятствующие администрации в распоряжении данными земельными участками.

Суд, согласившись с доводами администрации, удовлетворил иск. При этом суд указал, что земельный участок - кварталы NN 42-61, 63-64 Чебаркульского лесничества Чебаркульского опытного лесхоза расположен в границах города Чебаркуль, поэтому является землями поселений, отнесение такого участка к лесному фонду противоречит положениям статей 7, 10 Лесного кодекса Российской Федерации. Кроме того, суд сослался на статью 8 Федерального закона "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", в силу которой перевод земель лесного фонда и земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется в связи с установлением или изменением черты поселений. Поэтому государственная регистрация права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда, находящийся в пределах городской черты, должна быть прекращена.

Между тем такие выводы нельзя признать обоснованными и соответствующими законодательству.

Администрацией муниципального образования оспаривается государственная регистрация права федеральной собственности на участок лесного фонда.

Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, действовавшего в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда, к участкам лесного фонда относятся как участки леса, так и участки лесных и нелесных земель. Границы участков лесного фонда обозначаются в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указываются в планово-картографических материалах (лесных картах). К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено лесным кодексом.

Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Согласно материалам лесоустройства Чебаркульского лесничества Чебаркульского лесхоза (описанию расположения, ведомости поквартальных итогов распределения площади лесного фонда, схеме лесхоза) спорный участок относится к землям лесного фонда.

Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда (статья 7).

В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр. Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных Кодексом. Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Кодекса с учетом требований охраны окружающей среды, установленных федеральными законами.

Решением Исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 29.08.1967 утвержден проект городской черты города Чебаркуля Челябинской области с включением в нее территории площадью 7270 гектаров.

Границы муниципального образования "Чебаркульский городской округ" установлены Законом Челябинской области от 28.10.2004 N 290-ЗО. Судом установлено, что описание границ, прилагаемое к данному Закону, совпадает с утвержденным в 1967 году проектом городской черты.

Таким образом, по мнению администрации муниципального образования и суда, в городскую черту был включен спорный участок лесного фонда, после чего тот обрел статус земель поселений, а такие земли согласно земельному законодательству используются и предназначены для застройки и развития городских и сельских поселений.

Между тем в силу пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (первоначальная редакция) черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий, поэтому установление городской черты не может влиять на имущественные отношения сторон.

Обязательность процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в постановлении от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.

Однако судом не проверялось соблюдение процедуры перевода земель из земель лесного фонда в земли поселений при утверждении проекта городской черты города Чебаркуль в 1967 году с включением в городскую черту территории площадью 7270 гектаров, поэтому принятые по делу судебные акты подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду также надлежит установить, будет ли меняться статус участков леса (если будет, то в каком порядке) при переводе земель лесного фонда в земли поселений, имея в виду оспаривание местной администрацией зарегистрированного права федеральной собственности на участок лесного фонда.

Кроме того, суд неправомерно применил при рассмотрении настоящего дела Федеральный закон "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", поскольку он не действовал в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.06.2007 по делу N А76-738/2007-22-204 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.09.2007 по тому же делу отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.


Председательствующий

А.А. Иванов




Суды сочли, что земельный участок, расположенный в пределах городской черты, должен быть отнесен к землям поселений. Поэтому госрегистрация права федеральной собственности на этот участок как на участок лесного фонда должна быть прекращена.

Президиум ВАС РФ, отправляя дело на новое рассмотрение, указал следующее.

Судебные инстанции не учли положений ЛК РФ (от 1997 г.) и ЗК РФ (от 2001 г.), действовавших в период регистрации права РФ на спорный участок. В силу данных положений границы земель лесного фонда определялись путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществлялся с соблюдением требований, предусмотренных ЗК РФ. Обязательность процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) была также подтверждена правовой позицией КС РФ (ранее изложенной в постановлении от 09.01.1998 г. N 1-П).

В рассматриваемом случае по материалам лесоустройства спорный участок относился к землям лесного фонда. Между тем участок был также включен в городскую черту при утверждении ее границ. Таким образом, судам необходимо было проверить соблюдение процедуры перевода земель из земель лесного фонда в земли поселений при утверждении проекта городской черты с включением в нее спорного участка.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 сентября 2008 г. N 16490/07


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2009 г., N 1


Номер дела в первой инстанции: А76-738/2007


Истец: Администрация муниципального образования "Чебаркульский городской округ"

Ответчик: ТУ ФАУГИ поЧелябинской области

Третье лицо: Ялалетдинов Альберт Раисович, Челябинский государственный педагогический университет, Францев Владимир Петрович, ФГУ ВПО "Челябинский государственный агроинженерный университет", ФГУ "Чебаркульский опытный лесхоз", Фанина Венера Галимьяновна, Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области, Управление муниципальной собственности Чебаркульского городского округа, Полянцев Олег Георгиевич, пансионат "Сосновая горка", открытое акционерное общество "Челябинский металлургический комбинат", открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала ЮУЖД, ООО "Энергомаш", ООО "Степ-Инвест", ООО "Спецстрой", ООО "СК "Магистр", ООО "Санаторий Кисегач", ООО "Лесная сказка", ООО "База отдыха "Олимп", ОАО ФНПЦ "Станкомаш", ОАО Трест "Уралнефтегазстрой", ОАО "Уральские зори", ОАО "Капель-плюс", МУ детский загородный оздоровительный лагерь "Чайка", Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской обл., КЭЧ Чебаркульского района УрВО, Курманов Асхат Галеевич, ЗАО "Маркетинговый центр АС "Теплострой", ЗАО "Герасименко и К", ГУП "Санаторий "Еловое", ГУП "Пансионат с лечением "Утес", ГУ "Областная туберкулезная больница", ГУ - Управление делами Губернатора Челябинской области, ГОУ ВПО "Челябинская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию", ГОУ ВПО "Уральский государственный путей сообщения" МПС России, Государственное учреждение ЯВ 48/1, Главное управление лесами Челябинской области, Вагин Юрий Петрович, Бараков Владимир Иванович


Хронология рассмотрения дела:


22.07.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4831/2009


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение