Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 ноября 2008 г. N 47-Г08-31 Об отказе в признании недействующим пункта 2 "Порядка определения территорий для размещения объектов игорного бизнеса на территории Оренбургской области", утв. постановлением Правительства Оренбургской области от 15 мая 2006 г. N 163-п

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 ноября 2008 г. N 47-Г08-31


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Джекпот" о признании недействующим в части пункта 2 "Порядка определения территорий для размещения объектов игорного бизнеса на территории Оренбургской области", утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 15 мая 2006 года N 163-п с последующими изменениями

по кассационной жалобе Правительства Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 24 июля 2008 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.В.П., объяснения представителя Правительства Оренбургской области У.А.Д., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя ООО "Джекпот" Ч.А.Н., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Г.Н.Ю. об отмене решения суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

ООО "Джекпот" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим пункта 2 "Порядка определения территорий для размещения объектов игорного бизнеса на территории Оренбургской области", утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 15 мая 2006 года N 163-п, в части запрещения размещения игровых заведений в пристройках к жилым домам, ссылаясь на то, что запрещение в размещении игорных заведений в пристройках к жилым домам противоречит ст. 34 Конституции РФ, ст. 22 Устава (Основного Закона) Оренбургской области, согласно которой в Оренбургской области гарантируется свобода предпринимательской и иной не запрещенной Законом экономической деятельности".

Поскольку ограничение в данном случае введено не Законом, а органом исполнительной власти, то оно не соответствует ч. 2 ст. 76 Устава (Основного Закона) Оренбургской области, в силу которой органы государственной власти не вправе вводить не предусмотренные законом ограничения для хозяйственной деятельности в Оренбургской области предприятий, учреждений, организаций различных организационно-правовых форм и граждан".

Правительство Оренбургской области при принятии оспариваемой нормы превысило свои полномочия.

Федеральным законодательством, а именно действующим на момент принятия оспариваемого Порядка Постановлением Правительства РФ от 15.07.2002 г. N 525, утвердившим Положение о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, были установлены подпунктом "б" п. 4 ограничения по размещению игорных заведений, среди которых в качестве ограничения не значился запрет на размещение игорных заведений в пристройках к жилым домам.

Действующий с 01.01.2007 г. Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", определивший правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ и установивший ограничения осуществления данной деятельности также не наделил субъекты Российской Федерации правом вводить новые ограничения по организации и проведению азартных игр. Статьей 15 данного Федерального закона установлены требования к игорным заведениям, а также ограничения по их расположению. В том числе, запрещено их размещение в объектах жилищного фонда. Однако игровое заведение ОФ ООО "Джекпот" располагается в нежилом помещении.

Поскольку Федеральный закон N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. решил вопрос размещения игорных заведений. Правительство области своим Постановлением от 15.05.2006 г. N 163-п в редакции от 25.06.2007 г. N 217-п, запрещая лицензионную деятельность в пристройках к жилым домам, превысило свои полномочия при принятии данного нормативного правового акта, которым нарушено право ООО "Джекпот" на занятие разрешенной федеральной лицензией и не запрещенной Федеральным законом деятельностью.

Решением Оренбургского областного суда от 24 июля 2008 года постановлено: заявление Общества с ограниченной ответственностью "Джекпот" удовлетворить.

Признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в законную силу решения суда пункт 2 в части запрета размещения объектов игорного бизнеса в пристройках к жилым домам "Порядка определения территории для размещения объектов игорного бизнеса на территории Оренбургской области", утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 15.05.2006 г. N 163-п с последующими изменениями.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Удовлетворяя заявленные требования, суд сослался на то, что вопрос размещения объектов игорного бизнеса федеральным законодательством был разрешен, а субъект Российской Федерации не был наделен нормативными правовыми актами Российской Федерации правом регулировать отношения в сфере лицензирования рассматриваемого вида деятельности. Правительство Оренбургской области не имело права принять своим Постановлением оспариваемую норму, запрещающую ООО "Джекпот", имеющего федеральную лицензию, осуществление такой деятельности в местах, не запрещенных федеральным законодательством.

Оспариваемая норма является принятой за пределами полномочий субъекта Российской Федерации и в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2007 г. N 451 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах", пунктом 2 которого признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 525 "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений".

Действительно, вопросы условий размещения объектов игорного бизнеса федеральным законодательством разрешены, заявитель правомерно ссылался на то, что конституционные гарантии единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности могут быть ограничены только Федеральным законом.

Между тем, судом неправильно применены нормы материального права.

Федеральным законом N 244-ФЗ от 29 декабря 2006 года, вступившим в силу с 1 января 2007 года "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено, что ограничения осуществления указанной деятельности устанавливаются в целях защиты нравственности прав и законных интересов граждан (ст. 1), правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется как Федеральными законами, так и законами субъектов Российской Федерации (ст. 2). При этом, пунктом 7 статьи 16 этого же Федерального закона органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право принять до 1 июля 2007 года решение о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе и в отношении отдельных видов игорных заведений). В соответствии с пунктом 8 статьи 16 принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона решения о запрете деятельности по организации и проведении азартных игр (в том числе и в отношении отдельных видов игорных заведений), об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта РФ (за исключением игорных зон) сохраняют свое действие.

Оспариваемое постановление Правительства Оренбургской области, которым утвержден порядок определения территорий для размещения объектов игорного бизнеса на территории Оренбургской области, принято 15 мая 2006 года в соответствии с правилами, установленными п.п. 1 и 2 ст. 2 Закона Оренбургской области "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Оренбургской области".

Нормы пунктов 1 и 2 ст. 2 вышеназванного Закона Оренбургской области не признаны в установленном порядке недействующими, а согласование размещения объектов игорного бизнеса с уполномоченным органом исполнительной власти, осуществление которого предписано в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации и определение такого порядка Правительством Оренбургской области не может рассматриваться как противоречащее Федеральному закону. Указанная правовая позиция высказана в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 года, которым решение Оренбургского областного суда от 14 июля 2006 г. в части признания противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ст. 1, пунктов 1, 2, 7 ст. 2, ст. 3 и ст. 5 Закона Оренбургской области от 3 марта 2006 г. N 3130/546-III-ОЗ "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Оренбургской области" отменено и принято в этой части новое решение, которым ООО "Фортуна", ЗАО "МаГгистр", индивидуальному предпринимателю У.А.Н. в удовлетворении заявлений отказать.

Доводы заявителя о противоречии оспариваемого пункта 2 Порядка нормам Гражданского кодекса в данном случае нельзя признать состоятельными, так как установление ограничений деятельности по организации и проведению азартных игр на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) допускается Федеральным законом "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене.

С учетом того, что обстоятельства по делу установлены, Судебная коллегия считает, что имеются основания, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Оренбургского областного суда от 24 июля 2008 года отменить.

Принять новое решение, которым в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Джекпот" о призании недействующим п. 2 в части запрета размещения объектов игорного бизнеса в пристройках к жилым домам "Порядка определения территории для размещения объектов игорного бизнеса на территории Оренбургской области", утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 15.05.2006 г. N 163-п с последующими изменениями, отказать.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 ноября 2008 г. N 47-Г08-31


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.