Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 октября 2008 г. N 58-Г08-17 Об оспаривании отдельных положений краевой целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2008 г.", а также Закона Хабаровского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" от 26 января 2005 г. N 253

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 октября 2008 г. N 58-Г08-17


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о. прокурора Хабаровского края о признании противоречащими законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда абзацев 5 и 6 раздела I краевой целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2008 год" в части слов "и являющиеся пенсионерами или инвалидами" и ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона Хабаровского края от 26 января 2005 г. N 253 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", в части слов "и являющиеся пенсионерами или инвалидами", по кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 7 августа 2008 г., которым заявленные требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г.Н.Ю., полагавшей решение суда первой инстанции оставить без изменения, Судебная коллегия установила:

в соответствии с частью 1 ст. 2 и ч. 1 ст. 3 Закона Хабаровского края от 26 января 2005 г. N 253 "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" и абзацев 5 и 6 раздела I краевой целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2008 год" меры социальной поддержки, установленные данными нормативными актами, распространяются на лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных, и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами.

И.о. прокурора Хабаровского края обратился в суд с указанным выше заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемые им нормы противоречат ст. 16 ФЗ Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", поскольку сужают установленный Федеральным законом круг субъектов, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и выходят за пределы предоставляемых субъекту Российской Федерации полномочий.

Решением Хабаровского краевого суда от 7 августа 2008 г. заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Законодательная Дума Хабаровского края просит решение суда первой инстанции отменить по мотиву нарушения норм процессуального (неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела) и материального права.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

По смыслу данной нормы в соответствии с законами субъектов Российской Федерации мерами социальной поддержки должны обеспечиваться все реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.

Подобная правовая позиция вытекает из преамбулы названного выше Федерального закона и отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 462-О от 1 декабря 2005 г. "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Сахалинской областной Думы о проверке конституционности частей первой и второй статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", согласно которой целью Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым с 25 октября (7 ноября) 1917 г., восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Право лица на получение установленных законом субъекта Российской Федерации мер социальной поддержки обусловлены именно применением к нему политических репрессий. Следовательно, лица, подвергшиеся таким репрессиям, в равной мере вправе рассчитывать на получение от государства соответствующих компенсаций независимо от их возраста или состояния здоровья.

Оспариваемые прокурором положения нормативных актов Хабаровского края распространяют меры социальной поддержки лишь на лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных, и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, которые одновременно являются инвалидами или пенсионерами.

При таком положении является обоснованным и правомерным вывод суда о том, что такое указание в законодательных актах субъекта Российской Федерации фактически сужает установленный Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки.

Судом обоснованно признан не имеющим правового значения для разрешения данного дела довод о том, что оспариваемыми нормами не только сохраняются, но и расширяется объем льгот и гарантий для граждан, подвергшихся политическим репрессиям.

Прочие доводы кассационной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ.

На основании изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила:

решение Хабаровского краевого суда от 7 августа 2008 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Законодательной Думы Хабаровского края - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 октября 2008 г. N 58-Г08-17


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение