Решение Верховного Суда РФ от 20 августа 2008 г. N ГКПИ08-1527 Об отказе в признании недействующим абзаца первого пункта 3.3 приложения к приказу Федеральной антимонопольной службы от 17 апреля 2008 г. N 129 "Об утверждении Формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27-31 Федерального закона "О защите конкуренции"

Решение Верховного Суда РФ от 20 августа 2008 г. N ГКПИ08-1527

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 октября 2008 г. N КАС08-524 настоящее решение оставлено без изменения


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Д.В. о признании недействующим абзаца первого пункта 3.3 Приложения к приказу Федеральной антимонопольной службы от 17 апреля 2008 года N 129 "Об утверждении Формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27-31 Федерального закона "О защите конкуренции", установил:

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 17 апреля 2008 г. N 129 утверждена Форма представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27-31 Федерального закона "О защите конкуренции".

Раздел 3 Формы, приведенной в Приложении к приказу, предусматривает представление информации о приобретателях, получателях, учредителях, о создаваемом обществе, информации об обществах, участвующих в слиянии/присоединении. Согласно абзацу первому пункта 3.3 этой Формы должна указываться суммарная балансовая стоимость активов группы лиц хозяйственного общества либо суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год (с приложением документов, подтверждающих активы).

К.Д.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании абзаца первого пункта 3.3 Приложения недействующим, указывая на то, что оспариваемая норма в противоречие с частью 5 статьи 32 Федерального закона "О защите конкуренции" расширяет перечень сведений и документов, представляемых заявителем в антимонопольный орган совместно с ходатайством или уведомлением, чем нарушает его (заявителя) права, поскольку в случае подготовки ходатайства или уведомления он будет вынужден отражать в представляемой Форме сведения (и прилагать документы), не предусмотренные законом.

В судебном заседании заявитель поддержал свое требование, обосновывая его вышеприведенными доводами.

Представитель Федеральной антимонопольной службы Р.И.И. в своих возражениях сослалась на то, что необходимость представления в антимонопольный орган информации, указанной в пункте 3.3 утвержденной Формы, вытекает из требований статей 27-30, пунктов 4-7 части 5 статьи 32 Федерального закона "О защите конкуренции" и не нарушает права граждан, в том числе заявителя, в случае их обращения в антимонопольный орган с ходатайством или уведомлением об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, при отсутствии у заявителя необходимой информации он вправе указать источник, где она может быть получена, о чем отмечено в пункте 2 Примечания к Приложению.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Б.Н.В. считает оспариваемое нормативное положение соответствующим требованиям закона.

Выслушав объяснения заявителя и представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 29 апреля 2008 г.) предусмотрены сделки, иные действия, осуществляемые с предварительного согласия антимонопольного органа (статьи 27-29), а также сделки, иные действия, об осуществлении которых должен быть уведомлен антимонопольный орган (статьи 30-31); определен круг лиц, обращающихся в антимонопольный орган с ходатайством о даче согласия на осуществление сделок, иных действий либо с уведомлением об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю (части 1-4 статьи 32); указаны документы и сведения, представляемые в антимонопольный орган одновременно с ходатайством или уведомлением об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю (часть 5 статьи 32).

В соответствии с частью 7 статьи 32 названного Федерального закона федеральным антимонопольным органом утверждается форма представления сведений, предусмотренных частью 5 этой статьи.

Таким образом, решение вопроса о том, в какой форме должны представляться в антимонопольный орган сведения, необходимые для рассмотрения указанных ходатайств и уведомлений, отнесено к компетенции Федеральной антимонопольной службы, являющейся, согласно пункту 1 Положения о ней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Федеральная антимонопольная служба, реализуя предоставленные ей полномочия, приказом от 17 марта 2008 г. N 129 утвердила прилагаемую к этому приказу Форму представления антимонопольному органу сведений, требуемых для разрешения соответствующих ходатайств и уведомлений. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 мая 2008 г. за N 129, официально опубликован в "Российской газете" от 14 мая 2008 г., N 101.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "от 17 апреля 2008 г."


Абзац первый пункта 3.3 утвержденной Формы определяет информацию, представляемую антимонопольному органу с ходатайством или уведомлением о совершении группой лиц сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю.

Понятие группы лиц раскрыто в статье 9 Федерального закона "О защите конкуренции", частью 2 которой предусмотрено, что установленные этим Федеральным законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц.

Следовательно, запреты на совершение хозяйствующими субъектами сделок, иных действий, предусмотренных статьями 27-31 Федерального закона "О защите конкуренции", без предварительного согласия или уведомления антимонопольного органа в равной мере распространяются на группу лиц.

Из анализа содержания статей 27-31 названного Федерального закона следует, что суммарная стоимость активов группы лиц либо суммарная выручка от реализации товаров являются критериями, с учетом которых определяется необходимость предварительного согласования с антимонопольным органом сделок (иных действий) или последующего уведомления антимонопольного органа об их осуществлении.

В пунктах 4-7 части 5 статьи 32 того же Федерального закона в числе сведений и документов, представляемых антимонопольному органу вместе с ходатайством или уведомлением об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, указаны сведения и документы, содержащие информацию об активах и выручке от реализации товаров, в частности, бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, являющийся документом, подтверждающим активы, финансово-экономическая и иная отчетность, представляемая в Центральный банк Российской Федерации и в осуществляющие регулирование на рынке финансовых услуг федеральные органы государственной власти.

Федеральная антимонопольная служба, определив в пункте 3.3 Приложения, в какой форме должны представляться названные в этом пункте сведения (с приложением документов, подтверждающих активы) при обращении в антимонопольный орган с ходатайством о даче предварительного согласия на совершение группой лиц сделок, иных действий либо с уведомлением об их совершении, не превысила своих полномочий и не вышла за пределы перечня сведений и документов, предусмотренных частью 5 статьи 32 Федерального закона "О защите конкуренции".

Поскольку оспариваемое нормативное положение не противоречит Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявления К.Д.В. о признании недействующим абзаца первого пункта 3.3 Приложения к приказу Федеральной антимонопольной службы от 17 апреля 2008 года N 129 "Об утверждении Формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27-31 Федерального закона "О защите конкуренции" отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.


Решение Верховного Суда РФ от 20 августа 2008 г. N ГКПИ08-1527


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 октября 2008 г. N КАС08-524 настоящее решение оставлено без изменения



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.