Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. N КАС08-566 Решение ВК Верховного Суда РФ о признании недействующим пункта 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей и об отказе в признании частично не действующими подпункта "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, подпункта "а" пункта 6 и пункта 22 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений, оставлено без изменения

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. N КАС08-566


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании 11 ноября 2008 года гражданское дело по заявлению Е.И.А. о частичном признании не действующими подпункта "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, подпункта "а" пункта 6 и пункта 22 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, и пункта 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2008 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.В.В., заключение прокурора Б.А.Г., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

Е.И.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с приведенным выше заявлением, считая, что указанные положения нормативных правовых актов не соответствуют требованиям законодательства, а также нарушают его жилищные права.

При этом в заявлении Е.И.А. указал, что как офицер запаса, имеющий восемь лет выслуги и уволенный с действительной службы в 1989 году по сокращению штатов, он в соответствии с пунктом 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193, имеет право на обеспечение жильем органами исполнительной власти.

Оспариваемые же им положения нормативных правовых актов препятствуют получению жилья, в том числе путем реализации государственного жилищного сертификата, в избранном постоянном месте жительства, а также получению денежной компенсации до обеспечения таким жильем, сохранению даты включения в списки квартирного учета по вновь избранному постоянному месту жительства в соответствии с его первично поданным заявлением о принятии на квартирный учет.

Заявитель также просил возместить ему судебные расходы.

Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2008 года заявление Е.И.А. удовлетворено частично.

Суд признал недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам.

Военная коллегия постановила взыскать с Правительства Российской Федерации в пользу Е.И.А. понесенные им судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд в размере 20 (двадцати) рублей.

Суд отказал в удовлетворении заявления Е.И.А. о признании недействующими и подлежащими отмене с момента принятия:

подпункта "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, в той мере, в какой он исключает участие в Подпрограмме офицеров, уволенных с военной службы в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов в соответствии с законодательством Союза ССР, в том числе в связи с тем, что общая продолжительность их военной службы составляет менее 10 лет;

подпункта "а" пункта 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, в той мере, в какой он исключает признание нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета офицеров, уволенных с военной службы из воинских формирований Союза ССР в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, в том числе в связи с тем, что общая продолжительность их военной службы составляет менее 10 лет;

пункта 22 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, в той мере, в какой он не определяет сохранение даты включения уволенного с военной службы гражданина в списки квартирного учета уволенных или увольняемых военнослужащих при передаче учетного дела в другой орган квартирного учета по вновь избранному гражданином постоянному месту жительства в соответствии с его первично поданным заявлением о принятии на квартирный учет.

В кассационной жалобе Е.И.А., не соглашаясь с решением Военной коллегии в той части, в которой в удовлетворении его требований отказано, просит его изменить, и принять в этой части новое решение об удовлетворении заявления в полном объеме, поскольку суд неправильно применил к спорным отношениям часть 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Оспариваемые положения нормативных правовых актов противоречат не только федеральному законодательству, но и статье 1 Соглашения между государствами СНГ от 14 февраля 1992 года по вопросу о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей. Российская Федерация обязалась сохранять за уволенными офицерами уровень прав и льгот, установленных ранее законодательством СССР. Установление Правительством Российской Федерации такого критерия осуществления жилищных прав уволенных военнослужащих и вставших на квартирный учет в муниципальных образованиях до 1 января 2005 года, как наличие у них 10-лет общей военной выслуги - это произвольное действие Правительства, поскольку ч. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" такого права не устанавливает и его установление Правительству не делегирует.

Он также считает, что суд первой инстанции необоснованно отклонил его ходатайство о передаче дела в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам, поскольку в настоящее время он не является военнослужащим.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Пункт 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и от 8 мая 2006 года N 66-ФЗ) устанавливает, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, осуществляется за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Аналогичные положения, предусматривающие право на получение жилья в зависимости от продолжительности военной службы и оснований увольнения, содержались и в первоначальной редакции этого Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ.

В связи с этим суд первой инстанции обоснованно указал в решении, что после вступления в силу Федерального закона "О статусе военнослужащих" для получения жилья от государства военнослужащие-граждане должны, во-первых, проходить военную службу по контракту, во-вторых, иметь общую продолжительность военной службы 10 лет и более и, в-третьих, увольняться с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 1998 года N 1054 в целях совершенствования порядка учета указанных военнослужащих и реализации их прав на получение жилья, в том числе путем предоставления за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила учета), а постановлением от 21 марта 2006 года N 153 - Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов).

Как видно из подпункта "а" пункта 6 Правил учета, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств-участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Подпункт "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов устанавливает, что право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), в том числе граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Из этого следует, что содержащиеся в Правилах учета и Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов положения, устанавливающие право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на получение жилья и предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья в зависимости от продолжительности военной службы и оснований увольнения, воспроизводят положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и не устанавливают каких-либо дополнительных ограничений.

В связи с этим суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для признания недействующими оспариваемых заявителем подпункта "а" пункта 6 Правил учета и подпункта "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

Правильно также указала Военная коллегия в решении, что право на жилье Е.И.А., уволенного с действительной службы по сокращению штатов в 1989 году, закреплено не в оспариваемых им нормативных правовых актах, а в действующем в настоящее время Положении о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193.

Из материалов дела видно, что на основании указанного Положения о льготах заявитель принят на учет для улучшения жилищных условий постановлением главы администрации Адлерского района города Сочи от 28 ноября 1996 года N 1773.

Поэтому следует согласиться с выводом суда первой инстанции, что является беспредметным утверждение Е.И.А. о том, что содержащиеся в оспариваемых правовых нормах положения уменьшают уровень прав и льгот, которыми обладали офицеры, уволенные с военной службы из воинских формирований Союза ССР в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, и исключают признание этих лиц нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, а также в получении государственного жилищного сертификата, в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета, в том числе в связи с тем, что общая продолжительность их военной службы составляет менее 10 лет.

Является обоснованным и вывод Военной коллегии о том, что не подлежит удовлетворению заявление и в части оспаривания Е.И.А. пункта 22 Правил учета в той мере, в какой он не определяет сохранение даты включения уволенного с военной службы гражданина в списки квартирного учета уволенных или увольняемых военнослужащих при передаче учетного дела в другой орган квартирного учета по вновь избранному гражданином постоянному месту жительства в соответствии с его первично поданным заявлением о принятии на квартирный учет.

Из части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев предоставления жилых помещений вне очереди.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (часть 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Суд первой инстанции проанализировал эти положения Жилищного кодекса Российской Федерации и обоснованно указал в решении, что органы местного самоуправления принимают решение о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан и не имеющих права на внеочередное обеспечение жильем на основании их заявлений об этом в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет.

Что касается порядка учета граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в жилых помещениях, то он установлен в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054.

Из пункта 20 Правил учета следует, что на каждого военнослужащего и гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в органах местного самоуправления заводится учетное дело, в котором должны содержаться все представляемые в соответствии с настоящими Правилами документы, являющиеся основанием для постановки на очередь, и выписки из решений соответствующих органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 21 Правил учета, орган местного самоуправления на основании полученного учетного дела принимает решение, подтверждает правильность постановки военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий либо исключает его из списков очередников.

Данный порядок постановки граждан, уволенных с военной службы, на учет нуждающихся в получении жилых помещений соответствует приведенным выше положениям статей 52 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пункт 22 Правил учета устанавливает, что в случае, если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.

Этого пункт (во взаимосвязи с положениями пунктов 20 и 21 Правил учета) указывает на то, что пересылка документов учетного дела уволенного с военной службы гражданина осуществляется для решения органом местного самоуправления по вновь избранному этим гражданином постоянному месту жительства вопроса о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении.

Поэтому суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что сохранение за гражданином, уволенным с военной службы, права на получение жилья при смене места жительства не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях по дате постановки его на этот учет по прежнему месту жительства. Иное противоречило бы положениям Жилищного кодекса Российской Федерации о принятии органами местного самоуправления нуждающихся в жилых помещениях граждан на учет в порядке очередности.

Правильно также указал суд в решении, что проверка законов в связи с нарушением конституционных прав и свобод граждан в полномочия Верховного Суда Российской Федерации не входит.

Что касается ходатайства заявителя о передаче дела для рассмотрения из Военной коллегии в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам, то оно удовлетворению не подлежит по основаниям, указанным в определении Военной коллегии от 5 сентября 2008 года.

При таких обстоятельствах решение Военной коллегии является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Е.И.А. - без удовлетворения.

Одна из оспариваемых норм закрепляет возможность получения компенсации за наем (поднаем) жилья бывшими военнослужащими, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005 г.

При этом для получения этой компенсации такие граждане должны иметь право на субсидии по государственным жилищным сертификатам.

Кассационная коллегия ВС РФ признала незаконным, что выплата этой компенсации увязывается с предоставлением указанным лицам субсидий по государственным жилищным сертификатам.

Как пояснила Коллегия, Закон о статусе военнослужащих предусматривает, что при отсутствии жилья для постоянного проживания все граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеют право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилья. Т.е. оспариваемая норма, по сути, вводит дополнительное условие для получения этой компенсации, не предусмотренное Законом.


Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. N КАС08-566


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.