Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2008 г. N 38-В08-8 Сотрудники налоговой службы, перешедшие на службу в органы налоговой полиции, при подсчете выслуги лет для получения пенсии сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2008 г. N 38-В08-8


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 28 ноября 2008 года гражданское дело по иску Ш.Т.М. к Управлению Федеральной службы налоговой полиции по Тульской области о включении периодов работы в выслугу лет для назначения пенсии по надзорной жалобе Ш.Т.М. на решение Советского районного суда г. Тулы от 19 декабря 2006 года, которым в удовлетворении иска отказано, определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 10 апреля 2007 года, которым решение суда оставлено без изменения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.Г.А., выслушав объяснения представителя истицы К.М.Н., поддержавшей доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Ш.Т.М. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы налоговой полиции по Тульской области о включении периодов работы в выслугу лет для назначения пенсии.

В обоснование своих требований ссылалась на то, что она с марта 1994 года проходила службу в Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации по Тульской области с присвоением специального офицерского звания. До прохождения службы в органах налоговой полиции она работала на бухгалтерских должностях: в период с 3 августа 1979 года по 1 октября 1993 года и в период с 1 октября 1993 года по 1 марта 1994 года, а всего 14 лет 6 месяцев 25 дней. 20 мая 2003 года обратилась к ответчику с заявлением о включении в расчет выслуги лет для назначения пенсии указанных периодов работы, в чем ей было отказано. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Ш.Т.М. в суд с настоящим иском, в котором она просила обязать ответчика включить в выслугу лет для назначения пенсии периоды работы в должностях по бухгалтерским специальностям.

В связи с ликвидацией Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Тульской области судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление внутренних дел по Тульской области, не признавшее заявленных исковых требований.

Решением Советского районного суда г. Тулы от 19 декабря 2006 года в удовлетворении иска отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 10 апреля 2007 года решение оставлено без изменения.

Определением Советского районного суда г. Тулы от 2 апреля 2008 года Ш.Т.М. восстановлен процессуальный срок для обжалования указанных судебных постановлений в порядке надзора.

В надзорной жалобе Ш.Т.М. просит отменить состоявшиеся по делу решение Советского районного суда г. Тулы от 19 декабря 2006 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 10 апреля 2007 года и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

18 августа 2008 года судьей Верховного Суда Российской Федерации настоящее гражданское дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и 29 октября 2008 года надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению.

В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых публичных интересов.

При рассмотрении данного дела существенное нарушение норм материального права допущено судами первой и кассационной инстанции.

Из материалов дела следует, что Ш.Т.М. на основании приказа УФСНП России по Тульской области от 1 апреля 1994 года была зачислена на службу в федеральные органы налоговой полиции по Тульской области с присвоением ей специального офицерского звания. До службы в органах налоговой полиции она с 3 августа 1979 года по 1 октября 1993 года работала в должности бухгалтера Черепетской оптово-торговой базы Суворовского райпотребсоюза, с 1 октября 1993 года по 1 марта 1994 года - бухгалтером Суворовского райпотребсоюза. Рассмотрев рапорт Ш.Т.М. от 22 мая 2003 года о включении в выслугу лет для начисления пенсии вышеуказанных периодов, включенных в стаж службы для выплаты процентной надбавки за выслугу лет, ответчик в расчет выслуги лет для пенсии не включил периоды с 3 августа 1979 года по 1 октября 1993 года и с 1 октября 1993 года по 1 марта 1994 года работы Ш.Т.М. в должности бухгалтера.

Согласно части 3 статьи 17 Закона Российской Федерации (в редакции от 31 декабря 2002 года) пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года (в редакции от 30 июня 2002 года).

В силу статьи 11 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в редакции Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Часть 3 статьи 50 названного Положения предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.

На момент обращения с рапортом и увольнением Ш.Т.М. из органов налоговой полиции Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 155 на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".

Таким образом, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года, действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции"), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что указанная норма не подлежит применению при определении выслуги лет для назначения пенсии сотрудников налоговой полиции.

Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия находит неправильными суждения суда первой и второй инстанции, основанных на ошибочном толковании норм материального права, по следующим основаниям.

Так, исходя из хронологии принятия и содержания вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что они принимались позднее Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" для обеспечения реорганизации государственной налоговой службы в налоговую полицию Российской Федерации и не противоречат нормам данного Закона.

В части 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года (в редакции Федерального закона от 30 июня 2002 года), законодатель установил норму, не только распространяющую на сотрудников налоговой службы, перешедших на службу в органы налоговой полиции, действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", но прямо указал на то, что такие сотрудники при подсчете выслуги лет для получения пенсии по этому Закону сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации. Путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения законодательно была обеспечена стабильность правого положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.

Иное толковании указанных правовых норм не может рассматриваться иначе, как нарушение законных прав бывших сотрудников налоговой полиции на пенсионное обеспечение по нормам Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

При указанных обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене, как вынесенные с нарушением норм материального права.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и рассмотреть заявленные истицей требования в соответствии с нормами законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

На основании ст.ст. 387, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Советского районного суда г. Тулы от 19 декабря 2006 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 10 апреля 2007 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2008 г. N 38-В08-8


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.