Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2008 г. N 3-Г08-22 Решение Верховного Суда Республики Коми о признании недействующими подпункта 7 пункта 3 Постановления Правительства Республики Коми "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 31 декабря 2004 г. N 280 и приложения N 7 к данному постановлению оставлено без изменения

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2008 г. N 3-Г08-22


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению К.Л.А. о признании недействующими подпункта 7 пункта 3 Постановления Правительства Республики Коми "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 31 декабря 2004 года N 280 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 26 августа 2008 года N 220 и утвержденного указанным Постановлением Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (приложение N 7) по кассационной жалобе Главы Республики Коми на решение Верховного Суда Республики Коми от 16 сентября 2008 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации С.Н.Я. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

К.Л.А. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании недействующими подпункта 7 пункта 3 Постановления Правительства Республики Коми "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 31 декабря 2004 года N 280 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 26 августа 2008 года N 220 и утвержденного указанным Постановлением Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (приложение N 7), ссылаясь на то, что Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг утвержден Правительством Республики Коми с нарушением требований федерального законодательства и норм Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", которые не предоставляют указанному органу таких полномочий.

К.Л.А. предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как лицу, имеющему звание "Ветеран труда", и при этом для получения указанных мер социальной поддержки она вынуждена представлять в орган социальной защиты ряд документов, предусмотренных незаконно утвержденным постановлением Правительства Республики Коми Порядком.

Решением Верховного Суда Республики Коми от 16 сентября 2008 года постановлено: заявление К.Л.А. удовлетворить и признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 7 пункта 3 Постановления Правительства Республики Коми "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 31 декабря 2004 года N 280 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 26 августа 2008 года N 220 и утвержденный указанным Постановлением Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (приложение N 7).

Глава Республики Коми подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно ст. 26.1, 26.3-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и регулируются, в том числе, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, вопросы социальной поддержки граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и регулируются, в том числе, законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти этих субъектов.

В соответствии со ст. 21 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ Правительству предоставлены полномочия по определению форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных настоящим Законом, а также в части переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению тех же мер социальной поддержки, установленных Федеральными законами.

Таким образом, Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", федеральное законодательство о социальной защите ветеранов и инвалидов (ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), не наделяют Правительство Республики Коми полномочиями по установлению порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Правительство Республики Коми не вправе было произвольно расширять пределы своей компетенции путем принятия указанного нормативного правового акта, сделан правильно, а потому суд обоснованно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Содержание самого Порядка (приложение N 7) противоречит ст. 28 ФЗ "О ветеранах", п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, нормы которых ограничивают право жилищных органов требовать какие-либо дополнительные документы, кроме справок, подтверждающих факт инвалидности.

Кроме того, ст. 160 ЖК РФ прямо предусматривает, что порядок и условия предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов должен устанавливаться Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Республики Коми от 16 сентября 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Главы Республики Коми - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2008 г. N 3-Г08-22


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.