Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2008 г. N 13-В08-9 Суд отказал в удовлетворении заявленных требований о признании права на льготы и выдаче удостоверения инвалида о праве на льготы, поскольку меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то есть при наличии формулировки инвалидности "военная травма"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2008 г. N 13-В08-9


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 28 ноября 2008 года гражданское дело по иску Б.Л.П. к военному комиссариату Тамбовской области о признании права на льготы и выдаче удостоверения, по надзорной жалобе военного комиссариата Тамбовской области на заочное решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 10 января 2007 года и постановление президиума Тамбовского областного суда от 7 мая 2008 года, оставившим решение суда без изменения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.Г.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Б.В.Н. обратился в суд с иском к военному комиссариату Тамбовской области о признании права на льготы, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", и выдаче соответствующего удостоверения, ссылаясь на то, что меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава ОВД, ГПС, учреждений и органов УИС, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы. Несмотря на то, что Б.В.Н. является инвалидом второй группы, военный комиссариат отказал признать за ним право на льготы, предусмотренные названным Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ и выдать удостоверение.

Заочным решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 10 января 2007 г. исковые требования Б.В.Н. удовлетворены. Суд обязал военный комиссариат Тамбовской области выдать "удостоверение инвалида о праве на льготы".

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

Постановлением президиума Тамбовского областного суда от 7 мая 2008 г. заочное решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 10 января 2007 г. оставлено без изменения.

В надзорной жалобе военного комиссариата Тамбовской области содержится просьба об отмене указанных судебных постановлений со ссылкой на то, что судом первой и надзорной инстанции была допущена существенная ошибка в применении и толковании норм материального и процессуального права.

По результатам изучения доводов надзорной жалобы 23 сентября 2008 года судьей Верховного Суда Российской Федерации дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 30 октября 2008 г. надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов надзорной жалобы, объяснения сторон по надзорной жалобе, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела такого характера существенное нарушение норм материального права допущено судом первой и надзорной инстанции, которое выразилось в следующем.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Б.В.Н. является инвалидом второй группы. В соответствии со справкой МСЭ-009 N 222077 причиной инвалидности Б.В.Н. является полученное им увечье при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС (л.д. 4).

Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

В силу п. 27 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209, льготы для инвалидов Отечественной войны, предусмотренные этим Положением, распространяются и на инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Разрешая дело по существу, суд исходил из того, что поскольку инвалидность Б.В.Н. наступила при исполнении обязанностей военной службы, то в силу приведенных норм закона на него распространяются льготы, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" для инвалидов Великой Отечественной Войны.

Суд надзорной инстанции - президиум Тамбовского областного суда, принимая во внимание, что решение, вступившее в законную силу, в кассационном порядке не обжаловалось, а также то обстоятельство, что на основании выданного "удостоверения инвалида о праве на льготы" Б.В.Н. предоставлялись меры социальной поддержки, во избежании нарушения статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, нашел возможным решение суда оставить без изменения.

Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с выводами суда первой и надзорной инстанции, так как они основаны на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права.

Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями) распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), т.е. при наличии формулировки инвалидности "военная травма".

Лица, которым установлена формулировка причины инвалидности, обусловленная катастрофой на Чернобыльской АЭС, в названной норме не указаны.

Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется специальным Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий. Меры социальной поддержки, предусмотренные названным Законом для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, предоставляются с момента предъявления специальных удостоверений (п. 4 ст. 15). Выдача данной категории граждан иных удостоверений действующим законодательством не предусмотрена.

Выдача "удостоверения инвалида о праве на льготы" предусмотрена Положением о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209, тем лицам, которые отнесены к инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий, исчерпывающий перечень которых установлен статьей 4 Федерального закона "О ветеранах". На момент принятия данного Положения такая категория инвалидов, как инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, отсутствовала. Впоследствии инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы также не были включены в перечень лиц указанных в названном Положении. Вместе с тем нормы, устанавливающей распространение названного Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих на лиц, принимавших участие в ликвидации последствий Чернобыльской АЭС, в действующем законодательстве не предусмотрено.

Таким образом, вывод суда первой инстанции об отнесении лиц, ставших инвалидами, с причиной инвалидности "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", к категории лиц, которым выдается удостоверение "инвалида о праве на льготы" является ошибочным, основанным на неправильном толковании и применении указанных норм материального права.

Что касается вывода суда надзорной инстанции о том, что отмена решения суда в порядке судебного надзора недопустима в силу части 2 статьи 376 и статьи 377 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 330-Ф3), поскольку дело не рассматривалось в кассационном порядке, то Судебная коллегия считает его основанным на неправильном применении норм процессуального права.

В силу статьи 3 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 330-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (вступившего в силу 8 января 2008 года) надзорные жалобы, не рассмотренные на день вступления в силу названного Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд надзорной инстанции.

Как следует из материалов дела, надзорная жалоба военного комиссариата Тамбовской области на заочное решение от 10 января 2007 года была подана до вступления в силу указанного Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 330-ФЗ, в связи с чем на основании приведенной нормы подлежала рассмотрению по правилам, действовавшим на день ее подачи в суд надзорной инстанции. Действовавшие до внесения изменений Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 330-ФЗ нормы Гражданского процессуального кодекса РФ не препятствовали обжалованию судебного постановления в порядке надзора в связи с нерассмотрением дела в кассационном порядке.

Ссылка суда надзорной инстанции на статью 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека также не может быть признана состоятельной.

Согласно ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

По данному делу решение суда обязывает военный комиссариат Тамбовской области выдать "удостоверение инвалида о праве на льготы". Обязанность производить соответствующие выплаты судом не возлагалась, следовательно, отмена решения Ленинского районного суда г. Тамбова от 10 января 2007 года не влечет нарушение ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции. Вместе с тем его отмена в порядке надзора не противоречит принципу правовой определенности, поскольку направлена на исправление судебной ошибки и принятие правосудного решения.

При таких обстоятельствах вынесенные по делу судебные постановления законными признаны быть не могут, в связи с чем они подлежат отмене.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, с целью исправления судебной ошибки, допущенной судебными инстанциями в применении и толковании норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 387, 388 и 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

заочное решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 10 января 2007 года и постановление президиума Тамбовского областного суда от 7 мая 2008 года отменить. Принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Б.Л.П. к военному комиссариату Тамбовской области о признании права на льготы и выдаче удостоверения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2008 г. N 13-В08-9


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.