Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 ноября 2008 г. N 81-Г08-12 Об отказе в признании недействующей статьи 2 Закона Кемеровской области от 17 января 2005 г. N 8-ОЗ "О размере и порядке ежемесячной выплаты денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 ноября 2008 г. N 81-Г08-12


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя К.В.И., Ш.Ф.А., В.Р.А., С.Л.М. на решение Кемеровского областного суда от 25 июля 2008 года, которым отказано в удовлетворении заявления К.В.И., Ш.Ф.А., В.Р.А. о признании противоречащей федеральному законодательству статьи 2 Закона Кемеровской области от 17 января 2005 года N 8-ОЗ "О размере и порядке ежемесячной выплаты денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка" (в редакции Закона Кемеровской области от 18 января 2007 года N 1-ОЗ).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г.Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

К.В.И., Ш.Ф.А., В.Р.А. в лице своего представителя С.Л.М. обратились в Кемеровский областной суд с заявлением об оспаривании статьи 2 Закона Кемеровской области от 17 января 2005 года N 8-ОЗ "О размере и порядке ежемесячной выплаты денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка" (в редакции Закона Кемеровской области от 18 января 2007 года N 1-ОЗ), ссылаясь на то, что установленный названным Законом размер пособий, выплачиваемых на содержание детей, находящихся под опекой (4 000 руб.), противоречит федеральному законодательству, поскольку определен без учета норм на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, установленных постановлениями Правительства РФ от 20 июня 1992 года N 409 и от 7 ноября 2005 года N 659.

Представители Совета народных депутатов Кемеровской области и Губернатора Кемеровской области возражали против заявленных требований, пояснив, что с 1 января 2005 года субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать размеры пособий на опекаемых детей, федеральное законодательство не устанавливает обязательных нормативов, на основании которых должен определяться размер пособия.

Решением Кемеровского областного суда от 25 июля 2008 года в удовлетворении заявления К.В.И., Ш.Ф.А., В.Р.А. отказано.

В кассационной жалобе представитель К.В.И., Ш.Ф.А., В.Р.А., С.Л.М. просит об отмене указанного решения, полагая, что оно постановлено с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не усматривает.

17 января 2005 года Советом народных депутатов Кемеровской области принят Закон N 8-ОЗ "О размере и порядке ежемесячной выплаты денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка", который подписан Губернатором Кемеровской области 17 января 2005 года.

С 1 января 2007 года статья 2 названного Закона действует в редакции Закона Кемеровской области от 18 января 2007 года N l-ОЗ.

Статьей 2 Закона (в редакции от 18 января 2007 года) установлено, что размер ежемесячной выплаты опекуну (попечителю) на содержание ребенка составляет 4 000 руб. с учетом районного коэффициента.

Пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предмету совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные акты, которые не могут противоречить Федеральным законам.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно статье 1 названного Закона полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктом 3 постановления установлено право опекуна на получение ежемесячно денежных средств на содержание ребенка.

Приказом Минобразования России от 19 августа 1999 года N 199 утверждено Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), пунктом 1 которого установлено, что денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря выплачиваются опекунам (попечителям) исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Кроме того, право опекуна на получение ежемесячно денежных средств на содержание ребенка было предусмотрено абзацем 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года).

Таким образом, до 1 января 2005 года размер и порядок выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), определялся исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 150 Семейного кодекса РФ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2005 года на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 153 названного Федерального закона в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года;

при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

В преамбуле указанного Закона установлены цели государственно-правовой охраны основных прав и свобод на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе приведение системы социальной защиты граждан в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятии законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к числу которых относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Названные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Изложенное свидетельствует о том, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и осуществлять за счет собственных доходов выплату денежных средств в порядке и размере, определенных законами субъекта Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования льгот и выплат не может быть уменьшен.

В процессе рассмотрения дела суд проанализировал областные законы о бюджете на 2004, 2005, 2006, 2007 и 2008 годы, оспариваемый Закон от 17 января 2005 года N 8-ОЗ (с последующими изменениями) и установил, что с 1 января 2005 года в Кемеровской области увеличен как совокупный объем финансирования выплат на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), так и установленный размер выплат денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка, что позволило ему сделать вывод о соблюдении при принятии оспариваемого Закона установленных Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ условий, не допускающих уменьшение совокупного объема финансирования выплат и установление их в меньшем размере по сравнению с размерами на 31 декабря 2004 года.

Приняв во внимание, что установление размера денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), осуществлено законодательным органом Кемеровской области в пределах предоставленных ему полномочий, суд не усмотрел оснований для удовлетворения заявления К.В.И., Ш.Ф.А. и В.Р.А.

Разрешая заявленные требования, суд счел несостоятельным довод заявителей о противоречии оспариваемого Закона постановлению Правительства РФ от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указав, что названное постановление Правительства РФ утратило силу в связи с принятием постановления Правительства РФ от 7 ноября 2005 года N 659 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и Федеральном государственном учреждении "Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию".

Не согласился суд и с доводом заявителей о противоречии оспариваемого Закона постановлению Правительства РФ от 7 ноября 2005 года N 659, сославшись на то, что названное постановление не распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы суда правильными, основанными на законе и материалах дела и не усматривает оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы, которая не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

В кассационной жалобе представитель заявителей ссылается на те же обстоятельства, которые являлись предметом проверки суда и получили его оценку в решении.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Кемеровского областного суда от 25 июля 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя К.В.И., Ш.Ф.А., В.Р.А., С.Л.М. - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 ноября 2008 г. N 81-Г08-12


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение