Определение Конституционного Суда РФ от 21 октября 2008 г. N 788-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бухтоярова Геннадия Ивановича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Определение Конституционного Суда РФ от 21 октября 2008 г. N 788-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бухтоярова Геннадия Ивановича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина Г.И. Бухтоярова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Г.И. Бухтояров оспаривает конституционность положений Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", регулирующих вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных служащих, а также изданного в соответствии с названным Федеральным законом Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 1413 "Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих" и Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы".

Как следует из представленных материалов, заявителю - пенсионеру по возрасту с 1984 года, длительное время (до увольнения в 1991 году) работавшему в органах государственного управления Союза ССР, а затем (с 19 декабря 1991 года по 25 мая 1993 года) в Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в связи с тем, что он не состоял на должностях федеральной государственной службы Российской Федерации. Г.И. Бухтояров обжаловал данный отказ в Замоскворецкий районный суд города Москвы, который решением от 12 ноября 2007 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 марта 2008 года, отказал истцу в удовлетворении его требований.

По мнению заявителя, оспариваемые нормы, как не допускающие назначение пенсии за выслугу лет гражданам, работавшим в органах государственной власти и управления Союза ССР, а также федеральных органах исполнительной власти и уволенным из них до 1995 года, нарушают конституционный принцип равенства при реализации пенсионных прав.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Г.И. Бухтояровым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, общий порядок назначения и особенности приобретения права на отдельные виды пенсий.

Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрел наличие определенной продолжительности стажа государственной службы и увольнение с замещаемой должности федеральной государственной службы по основаниям, указанным в пункте 1 его статьи 7, в качестве условий возникновения права граждан на пенсию за выслугу лет для федеральных государственных служащих, к которым относятся граждане, замещавшие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" (статья 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") и включенные в Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 33 (в настоящее время - Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574).

При этом граждане, уволенные с федеральной государственной службы (за исключением случаев увольнения в связи с ликвидацией или сокращением штата), имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением (часть вторая пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"),

Эти условия в равной мере распространяются на всех государственных служащих, в том числе уволившихся с государственной службы до принятия Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Тем самым лица, относящиеся к одной и той же категории государственных служащих, ставятся законодателем в одинаковое положение, что не может расцениваться как нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом, закрепленного в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

В Указе Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 1413, принятом в целях реализации статьи 19 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которой в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, перечислены должности, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих. Данный Указ направлен на повышенную социальную защиту федеральных государственных служащих и не затрагивает права заявителя.

Как следует из содержания жалобы, Г.И. Бухтояров считает, что наличия продолжительного стажа работы в органах государственной власти и управления Союза ССР, а также федеральных органах исполнительной власти до 1995 года достаточно для приобретения статуса федерального государственного служащего и, соответственно, права на пенсию за выслугу лет по нормам Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Между тем разрешение вопроса о наделении такой категории граждан пенсионными правами, аналогичными правам федеральных государственных служащих, не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, а относится к исключительной прерогативе законодателя.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бухтоярова Геннадия Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин


Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации

Ю.М. Данилов



Определение Конституционного Суда РФ от 21 октября 2008 г. N 788-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бухтоярова Геннадия Ивановича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"


Текст Определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.