Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2008 г. N 751-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Николаева Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти"

Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2008 г. N 751-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Николаева Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина С.В. Николаева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.В. Николаев, проходящий военную службу по контракту, оспаривает конституционность следующих положений статьи 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 311-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти":

пункта 1, вносящего изменения в абзац первый пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с которыми организация продовольственного обеспечения предусматривается только для отдельных категорий военнослужащих;

пункта 2, согласно которому абзац четвертый пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих", устанавливавший выплату военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания), признается утратившим силу.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, как исключающие продовольственное обеспечение военнослужащих, проходящих службу по контракту, кроме тех случаев, когда они проходят службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, нарушают статьи 19 (часть 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации,

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные гражданином С.В. Николаевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

По смыслу статей 59 (часть 2), 71 (пункты "м" и "т"), 76 (часть 1), 78 (часть 4), 87 (часть 1), 90, 114 (пункты "д", "е", "ж" части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, виды довольствия военнослужащих, их состав и размеры определяются федеральным законом и изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента и (или) Правительства Российской Федерации.

Исключив выплату военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания), Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти" в статье 5 предусмотрел, что в связи с принятием данного Федерального закона и изменением обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти Правительством Российской Федерации устанавливаются размеры окладов по воинским званиям и специальным званиям со дня вступления в силу этого Федерального закона.

В соответствии с абзацем первым пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2007 года N 837 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" размеры окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, были повышены. Таким образом, отмена нормы о денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) компенсирована путем увеличения оклада по воинскому званию. Подобное изменение правового регулирования продовольственного и денежного обеспечения военнослужащих не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права и свободы.

Что касается сохранения за военнослужащими, проходящими службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, возможности получения продовольственного пайка в натуральной форме, то такая дифференциация не носит, вопреки мнению заявителя, дискриминационного характера, поскольку она обусловлена специфическим положением места прохождения военной службы, т.е. основана на объективном критерии.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Николаева Сергея Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин


Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации

Ю.М. Данилов


Заявитель обратился с жалобой, полагая, что оспариваемые им нормы неконституционны, т.к. исключают продовольственное обеспечение военнослужащих-контрактников, кроме тех случаев, когда они проходят службу за пределами РФ, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению и пояснил следующее.

Путем внесения изменений в законодательство была исключена выплата военнослужащим, проходящим службу по контракту, денежной компенсации взамен продовольственного пайка (питания). Вместе с тем, одновременно было осуществлено повышение размеров окладов по воинским званиям военнослужащих-контрактников. Таким образом, отмена нормы о денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка была компенсирована путем увеличения оклада по воинскому званию. Подобное изменение правового регулирования продовольственного и денежного обеспечения военнослужащих не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права.

За военнослужащими, проходящими службу за пределами РФ, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, была сохранена возможность получения продовольственного пайка в натуральной форме. Однако, такая дифференциация не носит, вопреки мнению заявителя, дискриминационного характера. Она обусловлена специфическим положением места прохождения военной службы, т.е. основана на объективном критерии.


Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2008 г. N 751-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Николаева Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти"


Текст Определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.