Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 февраля 2009 г. N 41-В08-91 Суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении требования к Министерству финансов РФ о взыскании задолженности по ежегодной компенсации за вред здоровью, поскольку решение суда в части выплаты единовременно недополученных сумм задолженности по ежегодной компенсации за вред здоровью исполнено в полном объеме отделом социальной защиты населения и указание о взыскании с Министерства финансов РФ определенной судом задолженности за аналогичный период повлечет за собой двойную выплату названной денежной компенсации

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 февраля 2009 г. N 41-В08-91


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 5 февраля 2009 года гражданское дело по иску П.А.Л. к Отделу социальной защиты населения администрации Обливского района Ростовской области, Министерству финансов Российской Федерации об индексации ежегодной компенсации сумм в возмещение причиненного вреда здоровью, взыскании задолженности по этим выплатам по надзорной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на решение Обливского районного суда Ростовской области от 5 декабря 2007 года, которым иск удовлетворен, определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28 января 2008 года, которым решение оставлено без изменения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.Г.А., выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.Т.А., полагавшей судебные постановления подлежащими отмене в части и принятии нового решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

П.А.Л. обратился в суд с иском к Отделу социальной защиты населения администрации Обливского района Ростовской области, Министерству финансов Российской Федерации об индексации ежегодной компенсации за вред здоровью, взыскании задолженности.

В обоснование своих требований ссылался на то, что является инвалидом 2 группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, в связи с чем ему в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" производится выплата ежегодной компенсации за вред здоровью. Поскольку индексация данной компенсационной выплаты в установленном порядке не производилась, истец, указывая на нарушение своего права на возмещение в полном объеме вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, просил суд обязать Отдел социальной защиты населения администрации Обливского района назначить ему с 1 января 2008 года сумму ежегодной компенсации за вред здоровью в размере 2 387 руб. 05 коп. с последующей индексацией этой суммы в соответствии с действующим законодательством, обязать Отдел социальной защиты населения администрации Обливского района начислить ему задолженность ежегодной компенсации за вред здоровью за период с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2007 года в размере 8 524 руб. 23 коп., взыскать с Министерства финансов РФ в его пользу задолженность ежегодной компенсации за вред здоровью за период с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2007 года в размере 8 524 руб. 23 коп. за счет казны Российской Федерации.

Ответчики иск не признали.

Решением Обливского районного суда Ростовской области от 5 декабря 2007 года исковые требования П.А.Л. удовлетворены. Суд обязал Отдел социальной защиты населения администрации Обливского района Ростовской области назначить к выплате П.А.Л. с 1 января 2008 года сумму ежегодной компенсации за вред здоровью в размере 2 387 руб. 05 коп. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством; на Отдел социальной защиты населения администрации Обливского района Ростовской области возложена обязанность начислить П.А.Л. задолженность по ежегодной компенсации за вред здоровью за период с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2007 года в размере 8 524 руб. 23 коп.; с Министерства финансов Российской Федерации в пользу истца взыскана задолженность по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью за период с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2007 года в размере 8 524 руб. 23 коп. за счет средств казны Российской Федерации.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28 января 2008 года решение оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Министерства финансов Российской Федерации содержится просьба об отмене указанных судебных постановлений в части взыскания с Министерства финансов РФ в пользу П.А.Л. задолженности по ежегодной компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы за период с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2007 года со ссылкой на то, что судом первой и кассационной инстанции была допущена существенная ошибка в применении и толковании норм материального права.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2008 года в передаче надзорной жалобы для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции отказано.

Заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации по результатам изучения доводов повторной надзорной жалобы дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 24 декабря 2008 года надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене в части взыскания с Министерства финансов РФ в пользу П.А.Л. задолженности по ежегодной компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы за период с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2007 года.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела такого характера существенное нарушение норм материального права допущено судом первой и кассационной инстанции, которое выразилось в следующем.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, П.А.Л. является инвалидом 2 группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС. Ему выплачивается ежегодная компенсация за вред здоровью в соответствии со ст. 39 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Принимая решение по делу, суд исходил из того, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, в связи с чем признал обоснованными требования истца о взыскании в его пользу задолженности по ежегодной компенсации за вред здоровью с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции согласился с данными выводами суда.

Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с данными выводами суда первой и кассационной инстанции, так как они основаны на неправильном толковании норм материального права.

В силу статьи 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 14 базового Закона выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части 1 настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что финансовое обеспечение по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке вносит в сводную бюджетную роспись федерального бюджета соответствующие изменения, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований Министерством финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства.

В соответствии с п.п. 2, 6, 7 Правил выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 907, для получения компенсации получатель компенсации подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), заявление.

Уполномоченный орган составляет списки получателей компенсации и представляет в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства.

Территориальный орган Федерального казначейства перечисляет на основании представленных списков средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсации, в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации.

Исходя из положений вышеуказанных нормативных актов в их взаимосвязи, надлежащим ответчиком по делам, связанным с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", является Российская Федерация. Представителем Российской Федерации по этой категории дел должен выступать орган социальной защиты населения, в котором в данном субъекте Российской Федерации формируются и ведутся личные дела граждан, имеющих право на получение компенсаций в возмещение вреда здоровью и мер социальной поддержки, а также принимаются решения о назначении конкретных компенсационных выплат и их индексации, то есть орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Взыскание выплат с соответствующего органа социальной защиты населения должно производиться за счет средств федерального бюджета. Министерство финансов РФ, действующее в пределах регламентируемой законом компетенции, не может выступать в качестве надлежащего ответчика по данной категории споров.

Изложенная позиция согласуется и с разъяснениями, данными в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года N 35 (с изменениями) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Таким образом, вывод суда первой инстанции относительно надлежащего ответчика по данной категории споров в лице Министерства финансов Российской Федерации является ошибочным, основанным на неправильном толковании и применении указанных норм материального права.

Кроме того, как усматривается из материалов дела, судебным решением Отдел социальной защиты населения администрации Обливского района Ростовской области также обязан начислить П.А.Л. задолженность по ежегодной компенсации за вред здоровью за период с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2007 года в размере 8 524 руб. 23 коп.

Решение суда в части выплаты единовременно недополученных сумм задолженности по ежегодной компенсации за вред здоровью в размере 8 524 руб. 23 коп. исполнено в полном объеме Отделом социальной защиты населения администрации Обливского района Ростовской области (л.д. 155).

При таких обстоятельствах указание в резолютивной части решения о взыскании с Министерства финансов РФ определенной судом задолженности за аналогичный период повлечет за собой двойную выплату названной денежной компенсации и незаконное расходование бюджетных средств, выделяемых государством в связи с обязательствами, вытекающими из причинения вреда жизни и здоровью граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Учитывая изложенное, вынесенные по делу судебные постановления законными признаны быть не могут, в связи с чем они подлежат отмене в части.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным, отменяя судебные постановления в части, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований П.А.Л. к Министерству финансов РФ о взыскании задолженности по ежегодной компенсации за вред здоровью за период с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2007 года с целью исправления судебной ошибки, допущенной судебными инстанциями в применении и толковании норм материального права.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Обливского районного суда Ростовской области от 5 декабря 2007 года в части взыскания с Министерства финансов РФ в пользу П.А.Л. задолженности по ежегодной компенсации за вред здоровью за период с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2007 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28 января 2008 года, оставившее решение в силе в указанной части, отменить. Принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований П.А.Л. к Министерству финансов РФ о взыскании задолженности по ежегодной компенсации за вред здоровью за период с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2007 года.

Судебные инстанции пришли к выводу, что надлежащим ответчиком по требованию гражданина о взыскании выплат, гарантированных Законом о соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является Минфин России.

СК по гражданским делам ВС РФ указала на ошибочность указанного вывода и пояснила следующее.

Надлежащим ответчиком по делам, связанным с реализацией прав, гарантированных вышеуказанным Законом, является РФ. Представителем РФ по этой категории дел должен выступать орган соцзащиты населения, в котором в соответствующем субъекте РФ формируются и ведутся личные дела граждан, имеющих право на получение компенсаций, а также принимаются решения о назначении выплат, т.е. орган соцзащиты населения субъекта РФ или муниципального образования. Взыскание выплат с органа соцзащиты должно производиться за счет средств федерального бюджета. Минфин, вопреки мнению судов, не может выступать в качестве надлежащего ответчика по данной категории споров.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 февраля 2009 г. N 41-В08-91


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.