Решение Верховного Суда РФ от 14 октября 2008 г. N ГКПИ08-1590 Об оспаривании распоряжения Правительства РФ от 19 апреля 2004 г. N 497-р о разрешении перевода лесных земель в нелесные в лесах первой группы

Решение Верховного Суда РФ от 14 октября 2008 г. N ГКПИ08-1590

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 января 2009 г. N КАС08-696  настоящее решение оставлено без изменения


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению З.Г.А. о признании частично недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2004 г. N 497-р о разрешении перевода лесных земель в нелесные в лесах первой группы, установил:

З.Г.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2004 г. N 497-р в части перевода в Сортавальском лесхозе лесных земель, площадью 40,53 гектаров в нелесные, в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и использованием лесным фондом, в лесах первой группы.

В обоснование своих требований указал, что целью перевода земель является разработка месторождения строительного камня, строительство данного объекта является опасным и начато в мае 2007 года. В 200 метрах от границ земельного отвода в санитарно-защитной зоне находится принадлежащий ему на праве собственности дом. В связи с чем, по его мнению, существует угроза негативного воздействия на его дом. Принятое в проекте буровзрывных работ расстояние в 450 метров по разлету кусков породы при взрывании не гарантирует его безопасность, а СанПином 2.2.1/2.1.1.1200-03 определена санитарно-защитная зона в 500 метров.

Заявитель считает, что землеустроительная документация (экспертизы, заключения, кадастровый учет) выполнена с нарушением земельного и лесного законодательства РФ, а именно п. 5 ст. 31, п. 3 ст. 87, п. 4 ст. 88 Земельного кодекса РФ в редакции от 28.09.2001 г., без учета нахождения его жилого дома в охранной зоне, а также в непосредственной близости от отводимого участка. Данные обстоятельства свидетельствуют о противоречии оспариваемого распоряжения п. 3 ст. 41, ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", ст. 65 ЛК РФ.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "в редакции от 28.09.2001 г." имеется в виду "в редакции от 25.10.2001 г."


Кроме того, по его мнению, перевод лесных земель в нелесные земли в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется только в исключительных случаях.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству сельского хозяйства Российской Федерации и Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (поручение от 21 августа 2008 г. N СС-П9-5148).

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные им требования и просил об их удовлетворении, а также просил восстановить срок на подачу заявления.

Представители Правительства Российской Федерации У.М.И., Н.О.С., Б.А.В., Г.А.П., К.А.А. заявленные требования не признали и просили отказать в их удовлетворении. При этом просили учесть, что заявителем пропущен, установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок обжалования оспариваемого распоряжения Правительства РФ.

Выслушав объяснения заявителя, представителей Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со ст. 46 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 г. N 22-ФЗ (ред. от 10.12.2003 г., с изм. от 23.12.2003 г.) к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относится, в том числе перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в лесах первой группы и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий.

Согласно ст. 63 Лесного кодекса РФ в названной редакции перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, осуществляется в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством (ч. 2).

Земельным кодексом РФ установлено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 8).

В силу ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации в рамках предоставленных ему полномочий издано оспариваемое распоряжение от 19 апреля 2004 г. N 497-р, которым лесные земли площадью 40,53 гектаров в Сортавальском лесхозе переведены в нелесные земли, в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и использованием лесным фондом, в лесах первой группы, для разработки месторождения строительного камня.

Статьей 63 Лесного кодекса Российской Федерации (ред. от 10.12.2003 г., с изм. от 23.12.2003 г.) установлено, что перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий допускаются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (ч. 1).

Согласно ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ (ред. от 15.04.1998 г.) "Об экологической экспертизе" обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральной уровне подлежат, в том числе проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.

Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта Российской Федерации и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы (ст. 65 ЛК РФ).

В соответствии с Порядком перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1200 (действовал до 1 ноября 2004 года) перевод земель лесного фонда осуществляются по инициативе юридических лиц с согласия территориальных органов Федеральной службы лесного хозяйства России, Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды (на основании заключения государственной экологической экспертизы) и других заинтересованных органов. При переводе лесных земель в нелесные с целью разработки полезных ископаемых или добычи торфа обязательно также согласование с органами государственного горного надзора и территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (п. 1); одновременно решается вопрос об условиях изъятия и предоставления земельного участка, (п. 2), подготовка документации по переводу и (или) изъятию земель осуществляется территориальными органами Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.

Установленный данными нормативными актами порядок перевода лесных земель в нелесные Правительством РФ соблюден.

Министерством природных ресурсов Российской Федерации были рассмотрены ходатайства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные земли в лесах первой группы и положительные заключения (согласования) государственных органов надзора и контроля, в том числе: постановление главы местного самоуправления г. Сортавала от 29.03.2002 г. N 192, распоряжение Правительства Республики Карелия от 19.09.2002 г. N 229 р-П, заключения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Карелия от 23.09.2003 г. N 89, Центра Госсанэпиднадзора в Республике Карелия от 16.07.2002 г. N 16, Госстроя Республики Карелия от 24.06.2002 г., ФГУ "Карелрыбвод" от 28.06.2002 г., Управления геологической и водной служб Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия соответственно от 17.07.2002 г., 30.07.2002 г., лесной службы Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия от 20.09.2003 г., а также заключение государственной экологической экспертизы N 149 от 23.08.2002 г., утвержденное приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия N 56 от 26.08.2002 г. и дополнительным заключением государственной экологической экспертизы по материалам, обосновывающим предоставление земельного участка для разработки месторождения габброидов "Коккомяки" от 23.08.2002 г. N 149, утвержденной приказом МПР России по Республике Карелия от 26.08.2002 г. N 56.

По результату рассмотрения названных документов был подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, площадью 72,17 гектаров в лесах первой группы.

Данный проект распоряжения Правительства Российской Федерации получил положительное заключение Государственной экологической экспертизы от 21.01.2004 г., утвержденное приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28 января 2004 г. N 64.

Изложенное подтверждается материалами дела (том 1 л.д. 158-239, том 2 л.д. 1-32).

Таким образом, перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в частности в отношении земель Сортавальского лесхоза, осуществлен Правительством РФ с соблюдением требований, установленных федеральным законодательством.

Суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что его земельный участок, расположенный в 200 метрах от границы горного отвода находится в санитарно-защитной зоне.

Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны (п. 2 ст. 52).

Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" для добычи минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Следовательно, санитарно-защитная зона включается в границы горного отвода.

Как пояснил в судебном заседании З.Г.А., принадлежащий ему на праве собственности земельный участок расположен в 200 метрах от границ горного отвода.

Таким образом, как видно из вышеприведенных норм, нахождение земельного участка в 200 метрах от границы горного отвода не свидетельствует о его нахождении в санитарно-защитной зоне.

Данное обстоятельство также подтверждается и вступившим в законную силу решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 24.12.2007 г. по делу N 2/635-07 по заявлению З.Г.А. об оспаривании разрешения на строительство, выданного ЗАО "Карьер "Коккомяки", которым установлено, что зоны безопасности и санитарно-защитная зона определены в соответствии с Едиными правилами безопасности при взрывных работах ЕПБ 13-407-01, утвержденными постановлением Гостехнадзора Российской Федерации от 30.01.2001 N 3 и Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74.

Такие зоны для людей составляют по разлету кусков породы при взрывании - 450 метров, санитарно-защитная зона - 500 метров.

Дом заявителя находится за пределами горного отвода ЗАО "Карьер "Коккомяки", вне опасной зоны на расстоянии 580 метров от границы технического контура карьера (том 2 л.д. 77-83).

Решением Сортавальского городского суда по делу N 2-209-08 от 24.04.2008 г. З.Г.А. было отказано в удовлетворении заявленного им требования к ЗАО "Карьер Коккомяки" о переносе границы горного отвода от границ его земельного участка на безопасное расстояние.

Судом, в частности, было установлено, что жилой дом З.Г.А. находится на расстоянии 580 метров от технического контура карьера, при том, что санитарно-защитная зона карьера распространяется на расстояние 500 метров от технического контура карьера, а опасное расстояние зоны взрывных работ установлено проектом 450 метров от технического контура карьера. В связи с чем дом З.Г.А. находится за пределами опасной зоны взрывных работ и санитарно-защитной зоны карьера (том 2 л.д. 99-103).

Аналогичный вывод был сделан и во вступившем в законную силу решении Сортавальского городского суда по делу N 2-239-08 от 08.04.2008 г. по заявлению З.Г.А. о признании незаконным экспертного заключения ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в г. Сортавала, Питкяранском, Лехденпохском и Олонецком районах" от 25.05.2007 г. N 13 на проект "Строительство карьера по добыче камня для производства строительного щебня на месторождении "Коккомяки" (том 2 л.д. 89-94).

Кроме того, названными решениями были признаны соответствующими законодательству и не нарушающими прав З.Г.А. распоряжение Администрации муниципального образования г. Сортавала от 08.09.2004 г. N 730-02 по утверждению проекта плана границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Сортавала, район с.н.п Кааламо; разрешение Сортавальского муниципального районом на строительство щебеночного карьера от 05.05.2006 г. N 103, выданное ЗАО "Карьер "Коккомяки"; экспертное заключение филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах" от 25.05.2007 г. N 13 о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проектной документации на месторождение карьера по добыче камня для производства строительного щебня на месторождении "Коккомяки" ЗАО "Коккомяки" г. Санкт-Петербурга.

Также необоснованным является и довод заявителя о том, что перевод лесных земель в нелесные земли в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется только в исключительных случаях.

Данное право было закреплено Основами лесного законодательства Российской Федерации, введенными в действие постановлением Верховного Совета РФ от 06.03.1993 N 4613-1, а также постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1064 "О порядке перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом".

Названные нормативные правовые акты утратили силу в 1997 году и на момент издания Правительством Российской Федерации оспариваемого распоряжения не действовали.

Лесной кодекс Российской Федерации, нормами которого регламентирован перевод лесных земель в нелесные земли, не содержит положений о том, что такой перевод возможен только в исключительных случаях.

Возможность такого перевода лесных земель в нелесные земли предоставлена Правительству Российской Федерации, и оно вправе разрешать данный вопрос в зависимости от заключения государственной экологической экспертизы.

Таким образом, оспариваемое распоряжение издано Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, установленных федеральным законодательством, и каких-либо прав заявителя не нарушает.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Ссылку заявителя о нарушении оспариваемым распоряжением его прав, предусмотренных названным положением Конституции Российской Федерации, суд считает несостоятельной, поскольку по заключению государственной экологической экспертизы проекта распоряжения в результате реализации оспариваемого распоряжения Правительства Российской Федерации неблагоприятного воздействия на окружающую среду оказано не будет (том 1 л.д. 165).

Оспариваемый правовой акт не препятствует заявителю защищать свое право собственности в случае его нарушения или угрозы нарушения любым способом, предусмотренным законом (ст. 12 ГК РФ) в связи, с чем нельзя признать обоснованной ссылку заявителя на положения ст.ст. 304, 1065 ГК РФ.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Оспариваемое распоряжение Правительства РФ является ненормативным правовым актом, опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации от 26.04.2004 г., N 17, ст. 1675.

Следовательно, распоряжение было доведено до сведения неопределенного круга лиц в апреле 2004 г. и никаких обстоятельств, затрудняющих получение информации об этом акте, у заявителя и других лиц не имелось.

Однако с заявлением о признании незаконным распоряжения заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации только в июне 2008 года.

В судебном заседании заявитель пояснил суду, что о проведении строительства на указанном земельном участке он узнал в 2000 году на собрании, проводимом по данному поводу. В 2006 году проводилось аналогичное собрание, на котором обсуждался вопрос об изъятии земельного участка и им ставился вопрос о предоставлении ему квартиры. О принятом Правительством РФ распоряжении он узнал в конце 2007 года (том 1 л.д. 89).

Каких-либо документов, свидетельствующих об уважительности пропуска, установленного законом срока, заявителем представлено не было.

При таких обстоятельствах срок на подачу З.Г.А. заявления о признании незаконным распоряжения Правительства РФ от 19.04.2004 N 497-р заявителем пропущен без уважительных причин и восстановлению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявления З.Г.А. о признании частично недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2004 г. N 497-р о разрешении перевода лесных земель в нелесные в лесах первой группы - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.


Решение Верховного Суда РФ от 14 октября 2008 г. N ГКПИ08-1590


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 января 2009 г. N КАС08-696  настоящее решение оставлено без изменения

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.