Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 января 2009 г. N 86-В08-30 В удовлетворении требований истицы о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью правомерно отказано, поскольку истица не выработала норму рабочего времени на ставку заработной платы в должности преподавателя, кроме того, в спорный период законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 января 2009 г. N 86-В08-30


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску К.В.Ю. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в округе Муром и Муромском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, по надзорной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в округе Муром и Муромском районе Владимирской области на решение Муромского городского суда Владимирской области от 4 декабря 2007 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 5 февраля 2008 года, которым заявленные требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Т.Е., объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в округе Муром и Муромском районе Владимирской области К.И.Н., поддержавшей доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

К.В.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в округе Муром и Муромском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, ссылаясь на то, что ответчиком необоснованно исключены из специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, периоды ее работы с 1 октября 1998 года по 31 августа 1999 года и с 1 сентября 1999 года по 12 сентября 2000 года - в должности музыкального руководителя в яслях-саду N 13, а также периоды ее нахождения в отпусках по уходу за детьми с 26 июля 1981 года по 30 апреля 1982 года и с 26 августа 1987 года по 1 января 1989 года.

Решением Муромского городского суда Владимирской области от 4 декабря 2007 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 5 февраля 2008 года, заявленные требования удовлетворены. Суд постановил включить указанные периоды в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязал назначить такую пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с педагогической деятельностью, со дня ее обращения за назначением указанной пенсии, но не ранее вступления в законную силу настоящего решения.

По результатам изучения доводов надзорной жалобы 17 сентября 2008 года судьей Верховного Суда Российской Федерации дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2008 года надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает судебные постановления вынесенными с существенными нарушениями норм материального права.

Как установлено судом, 12 сентября 2007 года К.В.Ю. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в округе Муром и Муромском районе Владимирской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно ответу ГУ УПФ РФ в округе Муром и Муромском районе Владимирской области от 10 октября 2007 года N К-242-5993 в стаж, дающий право на назначение вышеуказанной пенсии, не подлежат включению периоды ее работы с 1 октября 1998 года по 31 августа 1999 года и с 1 сентября 1999 года по 12 сентября 2000 года - в должности музыкального руководителя в яслях-саду N 13, поскольку в данный период не выполнялась норма рабочего времени, а также периоды ее нахождения в отпусках по уходу за детьми с 26 июля 1981 года по 30 апреля 1982 года и с 26 августа 1987 года по 1 января 1989 года, поскольку включение такого вида отпуска не предусмотрено действующим законодательством.

Удовлетворяя заявленные требования в части включения в специальный стаж истицы периодов ее работы в должности музыкального руководителя на неполную ставку, суд сослался на Перечень учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и разъяснения Госкомтруда СССР от 17 мая 1960 года N 19, в которых имелись ссылки на должность воспитателя и руководителя-воспитателя.

Между тем, согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пункт 3 указанной статьи предусматривает, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 статьи 28, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Судом установлено, что истица работала в должности музыкального руководителя в яслях-саду N 13 с 1 октября 1998 года по 31 августа 1999 года и с 1 сентября 1999 года по 12 сентября 2000 года - на 0,5 и 0,75 ставки соответственно.

Разрешая спор, суд указал на то, что при определении стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости следует руководствоваться Перечнем учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и разъяснениями Госкомтруда СССР от 17 мая 1960 года N 19, поскольку указанные акты предусматривали включение работы в должности музыкального руководителя в льготный стаж без каких-либо условий относительно нормы выработки, а последующие нормативные акты, регулирующие порядок назначения льготной пенсии по старости, ухудшают положение истицы в области пенсионного обеспечения, а потому применению не подлежат.

Между тем, суд не учел, что Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором указание на должность музыкального руководителя отсутствовала.

В то же время пунктом 3 вышеназванного Постановления, за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", но с 1 октября 1993 года указанный пункт признан утратившим силу.

Затем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Названным Списком должность музыкального руководителя поименована, при этом в пункте 1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Таким образом, период с 1 октября 1993 года по 1 ноября 1999 года законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, данный пробел законодателем в пределах своих полномочий ликвидирован путем указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

При таких обстоятельствах вывод суда о необходимости включения вышеназванных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от учебной нагрузки, является неправильным, так как К.В.Ю. не была выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, а в период, когда такая работа осуществлялась, нормы материального права, на которые сослался суд применению не подлежали.

На основании вышеизложенного, Судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены состоявшихся судебных постановлений, и, поскольку, все существенные обстоятельства для дела установлены полно, а судом допущена ошибка в толковании и применении норм материального права, полагает возможным вынести новое судебное постановление об отказе в иске, не передавая дело на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 387, 388 и 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Муромского городского суда Владимирской области от 4 декабря 2007 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 5 февраля 2008 года отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении требований К.В.Ю. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в округе Муром и Муромском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью отказать.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 января 2009 г. N 86-В08-30


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение