Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2008 г. N 847-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Маева Владимира Алексеевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 1 Закона Санкт-Петербурга "О компенсационных выплатах лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным"

Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2008 г. N 847-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Маева Владимира Алексеевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 1 Закона Санкт-Петербурга "О компенсационных выплатах лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина В.А.  Маева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В жалобе гражданина В.А.  Маева оспаривается конституционность положений Закона Санкт-Петербурга от 8 мая 2003 года N 181-20 "О компенсационных выплатах лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным" (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 6 июля 2005 года N 358-46), а именно его статьи 1, устанавливающей размер компенсационной выплаты реабилитированным лицам, а также порядок ее индексации.

По мнению заявителя, оспариваемые им законоположения противоречат статье 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку установленный ими размер компенсационной выплаты реабилитированным лицам в твердой сумме (для категории, к которой относится заявитель, она составляет 825 рублей) и порядок ее индексации (определяется Правительством Санкт-Петербурга) снизили уровень социальной защиты граждан, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных, по сравнению с названными выплатами, предусмотренными ранее действовавшей редакцией Закона Санкт-Петербурга "О компенсационных выплатах лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным".

Кроме того, заявитель предлагает внести в статью 1.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" целесообразные, с его точки зрения, изменения и дополнения, так как существующая редакция этой статьи нарушает, по его мнению, статьи 17 (части 1 и 2), 18, 27 (часть 1), 38 (часть 1), 40 (часть 1), 45 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Закон Санкт-Петербурга "О компенсационных выплатах лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным", вступивший в силу с 1 января 2003 года, был принят с целью обеспечения более высокого уровня социальной защиты для граждан, которые подвергались наиболее тяжелым мерам политических репрессий - лишению свободы или необоснованному помещению в психиатрические лечебные учреждения. Наряду с правом на льготы, установленные Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" для всех категорий реабилитированных лиц, они дополнительно имели право на получение ежемесячной пожизненной компенсационной выплаты в размере 250 процентов от величины базовой части трудовой пенсии по старости.

Во исполнение статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), предусматривающей передачу полномочий по предоставлению мер социальной поддержки реабилитированным лицам субъектам Российской Федерации, был принят Закон Санкт-Петербурга от 24 ноября 2004 года N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге", в статье 5 которого закреплены меры социальной поддержки реабилитированных лиц.

Некоторые меры социальной поддержки, которые предоставлялись этим лицам в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", названным Законом Санкт-Петербурга были сохранены (оплата жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членам семей лиц указанной категории, совместно с ними проживающим; оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг и др.).

В настоящее время наряду с названными мерами социальной поддержки все без исключения реабилитированные лица имеют право на получение компенсационных выплат, предусмотренных Законом Санкт-Петербурга "О компенсационных выплатах лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным", которые, восполняя часть ранее предоставлявшихся на федеральном уровне льгот, обеспечивают повышенный уровень социальной защиты названных категорий граждан и являются, таким образом, дополнительной мерой их социальной защиты. При таких обстоятельствах оспариваемые заявителем законоположения, устанавливающие размер и порядок индексации ежемесячной пожизненной компенсационной выплаты, не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы заявителя.

Что касается вопроса о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", то его разрешение относится к компетенции федерального законодателя и в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не входит.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Маева Владимира Алексеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин


Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации

Ю.М. Данилов



Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2008 г. N 847-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Маева Владимира Алексеевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 1 Закона Санкт-Петербурга "О компенсационных выплатах лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным"


Текст Определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.