Решение Верховного Суда РФ от 6 ноября 2008 г. N ГКПИ08-1608 Об отказе в признании недействительными пунктов 3.7, 4.31 Инструкции Банка России от 28 апреля 2004 г. N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой РФ, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц"

Решение Верховного Суда РФ от 6 ноября 2008 г. N ГКПИ08-1608

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 января 2009 г. N КАС08-681 настоящее решение оставлено без изменения


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.А.Д. об оспаривании пунктов 3.7, 4.31 Инструкции Банка России от 28 апреля 2004 г. N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц", установил:

пунктом 3.7 Инструкции Банка России от 28 апреля 2004 г. N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее - Инструкция) предусмотрено, что уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) самостоятельно решает вопрос о необходимости работы с монетой иностранных государств (группы государств) при осуществлении операций с наличной валютой и чеками.

В силу абзаца третьего пункта 4.31 Инструкции уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) не имеет права при осуществлении операций с наличной валютой и чеками устанавливать своими внутренними документами ограничения по сумме покупаемой (принимаемой) и продаваемой (выдаваемой) наличной иностранной валюты, за исключением монеты иностранных государств (группы государств), и ограничения, обусловленные имеющимися у кассового работника обменного пункта фактическими остатками в наличной валюте Российской Федерации и в наличной иностранной валюте, а также за исключением ограничений по сумме выдаваемой наличной иностранной валюты при осуществлении операции, указанной в подпункте 3.1.18 Инструкции.

С.А.Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующими пункт 3.7 Инструкции, а также абзац третий пункта 4.31 в части слов "за исключением монеты иностранных государств (группы государств)".

В заявлении указано, что Инструкция в оспариваемой части противоречит Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле", который, регулируя права и обязанности резидента по владению, пользованию и распоряжению иностранной валютой, не дифференцирует ее на банкноты и монеты. Предоставление уполномоченным банкам права самостоятельно решать вопрос о работе с монетой иностранного государства привело к тому, что ни один уполномоченный банк не работает с монетой иностранных государств. В результате чего ограничено право заявителя на продажу монеты иностранного государства.

В судебном заседании С.А.Д. поддержал свое требование и просил о его удовлетворении.

Представители Банка России Б.И.Н., Г.Е.Е., Б.С.А., Ш.К.В. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации М.В.И. заявление С.А.Д. не признали и просили суд оставить его без удовлетворения, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству и прав заявителя не нарушают. Кроме того, пояснили, что утверждение заявителя о том, что ни один уполномоченный банк не работает с монетой иностранных государств, не соответствует действительности, поскольку целый ряд уполномоченных банков покупает монеты иностранных государств.

Заслушав объяснения заявителя и представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф.А.В., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление С.А.Д. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям части первой Гражданского кодекса Российской Федерации случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке (пункт 2 статьи 140). Виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле (часть 1 статьи 141).

Иностранная валюта наряду с внешними ценными бумагами отнесена подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) к валютным ценностям.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.

Исходя из статьи 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитными организациями (которые подразделяются на банки, небанковские кредитные организации и иностранные банки) признаются юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеют право осуществлять банковские операции, предусмотренные данным Федеральным законом.

При этом ни Закон, ни Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" не возлагают на уполномоченные банки обязанность осуществлять предусмотренные лицензией банковские операции в том или ином объеме, в частности, связанные с куплей-продажей иностранной валюты.

Также отсутствуют в названных законах как обязанность кредитных организаций работать одновременно со всеми видами наличной иностранной валюты (иностранными денежными знаками в виде банкнот, казначейских билетов и монетами иностранных государств (группы государств)), так и запрет на осуществление ими операций с наличной иностранной валютой в зависимости от ее вида.

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", предоставляя Банку России полномочия по установлению обязательных для кредитных организаций правил осуществления банковских операций, запрещает Банку России вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных Федеральными законами (статья 56).

Учитывая изложенное закрепление Банком России в оспариваемых предписаниях Инструкции положений о самостоятельном решении уполномоченным банком вопроса о необходимости работы с монетой иностранных государств (группы государств) при осуществлении операций с наличной валютой и чеками действующему законодательству не противоречит.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

С.А.Д. в удовлетворении заявления отказать. Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.


Решение Верховного Суда РФ от 6 ноября 2008 г. N ГКПИ08-1608


Текст решения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 января 2009 г. N КАС08-681 настоящее решение оставлено без изменения

Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.