Р. ходатайствовал признать незаконными пункты 10, 11, 12 Инструкции о порядке допуска военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 июля 1996 года N 285.
По его мнению, они противоречат положениям ст. 21-23 Закона РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 года N 5485-1 и ст.ст. 3 и 4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, поскольку ограничивают право военнослужащих, находящихся в распоряжении командиров (начальников), на оформление допуска к государственной тайне.
Военная коллегия нашла заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
21 июля 1993 года принят Закон РФ N 5485-1 "О государственной тайне" (далее Закон), который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Во исполнение Закона Правительством РФ 28 октября 1995 года принято Постановление N 1050, которым утверждена Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (далее Постановление).
В данном Постановлении установлено, что в федеральных органах исполнительной власти в соответствии с требованиями этой Инструкции, особенностями деятельности и характером выполняемых задач при необходимости могут разрабатываться ведомственные инструкции, которые согласовываются с Федеральной службой безопасности РФ и утверждаются руководителями этих органов.
При этом руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций организуют доступ должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, а также несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые, в соответствии со статьей 25 Закона, необходимы ему для выполнения его должностных обязанностей.
Анализируя данные нормы закона и Постановления, следует прийти к выводу, что именно руководителем организации (командиром воинской части) определяется перечень должностей, при прохождении службы в которых необходим допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, а также круг лиц, которые могут быть допущены к этим сведениям.
Во исполнение Закона и Постановления Министром обороны РФ 30 июня 1996 года издан приказ N 285 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ к государственной тайне".
В оспариваемом заявителем пункте 10 определено, что количество лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, в воинских частях должно быть максимально ограниченно. Командиры воинских частей обязаны обеспечить контроль за тем, чтобы с такими сведениями личный состав ознакомливался только в том объеме, который необходим ему для выполнения должностных обязанностей.
Таким образом, данный пункт Инструкции полностью согласуется с указанными выше требованиями Закона и Постановления.
Не противоречит требованиям Закона и Постановления пункт 11 Инструкции, согласно которому перечень должностей, при назначении на которые лица обязаны оформить допуск к секретным сведениям, определяется номенклатурой должностей.
Этот пункт соответствует пункту 13 Постановления, которым определено, что перечень должностей, при назначении на которые граждане обязаны оформить допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, определяется номенклатурой должностей, утвержденной руководителем организации, и в нее включаются только те должности, по которым допуск граждан к указанным сведениям необходим для выполнения ими должностных обязанностей.
Пунктом 12 Инструкции предусматриваются основания прекращения допуска лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, которые по своему содержанию соответствуют требованиям статьи 23 Закона и пункта 15 Постановления.
Таким образом, анализ приведенных правовых норм позволяет прийти к выводу, что оспариваемые пункты 10, 11 и 12 Инструкции не противоречат Закону PФ от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне", постановлению Правительства РФ 1995 года N 1050 и не нарушают прав заявителя.
Также не состоятельным является утверждение о противоречии указанных пунктов Инструкции статье 19 Федерального Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и статье 5 Закона Российской Федерации "Об образовании", поскольку пункты 10, 11 и 12 Инструкции по своему содержанию не ограничивают доступ военнослужащих к получению образования и каких-либо иных прав заявителя не затрагивают.
К тому же в самих пунктах 10, 11 и 12 Инструкции не содержится положений, ограничивающих или запрещающих оформление допуска к государственной тайне военнослужащих, находящихся в распоряжении командира.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 9 июня 2008 г. N ВКПИ08-35 "К сведениям, составляющим государственную тайну, допускаются лишь лица, которым эти сведения необходимы для исполнения должностных обязанностей"
Текст решения официально опубликован не был