Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 февраля 2009 г. N КАС08-695 Решение Верховного Суда РФ об отказе в признании частично не действующими подпунктов "б, в" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, и подпунктов 3, 5 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам оставлено без изменения

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 февраля 2009 г. N КАС08-695


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р.В.Ф. о признании частично

недействующими подпунктов "б, в" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 и подпунктов 3, 5 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам,

по кассационной жалобе Р.В.Ф. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 сентября 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения Р.В.Ф., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).

Пунктом 19 Правил установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;

в) для газоснабжения - в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Пунктом 1 Приложения N 2 к Правилам определено, что при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:

3) размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) определяется по формуле:

Р = n x N x T , (3)

ky.i i j ky

где:

n_i - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i - том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);

N_j - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб.м. в месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВт-час в месяц на 1 чел.);

Т_ky - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт час);

5) размер платы за газоснабжение в i-том жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (руб.) определяется по формуле:


Р = [ (S х N ) + (n х N) + (n х N )] х Т , (5)

Gi i go-1 i gp i gv g


где:

S_i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв.м.);

N_go-1 - норматив потребления газа на отопление жилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома, в том числе подсобных помещений жилого дома, включая помещения для содержания домашнего скота, бани и теплицы, установленный на единицу площади помещения (куб. м/кв.м. в месяц);

N_i - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, коммунальной квартире, жилом доме) (чел.);

N_gp - норматив потребления газа на приготовление пищи (куб. м. в месяц на 1 чел.);

N_gv - норматив потребления газа на подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (куб.м. в месяц на 1 чел.);

Т_g - тариф (цена) на газ, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./куб.м.).

Р.В.Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими подпунктов "б, в" пункта 19 Правил, и подпунктов 3, 5 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам в части установления порядка расчета размера оплаты коммунальных услуг (за исключением отопления) в случае отсутствия индивидуальных приборов учета.

В подтверждение требований указал, что установленный оспариваемыми положениями Правил расчет размера платы за коммунальные услуги на каждого проживающего (зарегистрированного) в жилом помещении противоречит Федеральному# закону от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Жилищному кодексу Российской Федерации. Полагает, что регистрация в жилом помещении не может являться основанием возникновения жилищных отношений и основанием законного проживания гражданина в данном жилом помещении, так как данное право возникает только на основании права собственности или договора социального найма. Он (Р.В.Ф.) является собственником жилого помещения, в котором зарегистрированы и проживают иные лица, не являющиеся членами его семьи, а оспариваемые им положения Правил, по его мнению, незаконно возлагают обязанность по оплате коммунальных услуг на этих лиц.

Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Р.В.Ф., считая его незаконным и необоснованным. Полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, правильно исходил из того, что оспариваемые заявителем положения Правил соответствуют действующему законодательству, Правила изданы в пределах компетенции предоставленной Правительству Российской Федерации и не нарушают прав заявителя как потребителя.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).

В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

В разделе IV названных Правил определены основные требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг, которыми предусмотрено, что нормативы холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения и газоснабжения определяются из расчета на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей, для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, в зависимости от вида потребления (для приготовления пищи, для горячего водоснабжения, отопления жилых помещений) и содержания общего имущества многоквартирного дома.

Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено Федеральным законом или договором.

В силу статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения, а также бывшие члены семьи собственника, пользующиеся жилым помещением на основании решения суда, несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения (ч. 3, 6, 7).

На основании вышеприведенных законоположений, суд пришел к правильному выводу о том, что, обязанность по внесению своевременной и полной платы за коммунальные услуги несет не только собственник жилого помещения, но и граждане, проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, которые наряду с собственниками являются потребителями коммунальных услуг.

Суд первой инстанции обоснованно не согласился с доводами заявителя о том, что оспариваемые положения Правил незаконно возлагают обязанность по внесению платы потребителем, в случае, если он фактически не проживает в жилом помещении, поскольку пунктами 19, 20, 21, 23, 25, 27 Правил, предусмотрена корректировка размера платы за коммунальные услуги и расчет пропорционально количеству прожитых дней.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к правильному выводу о том, что подпункты "б, в" пункта 19 Правил и подпункты 3, 5 пункта 1 Приложения к Правилам не противоречат и Федеральному закону от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон).

Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (п. 2).

В силу статей 2 и 3 названного Закона, место жительства - жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В целях обеспечения условий реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Учитывая изложенное, правильным является вывод суда о том, что законными основаниями проживания в жилых помещениях являются не только право собственности, договор социального найма или вытекающее из них право членов семьи, как полагает заявитель, но и иные основания, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, другими Федеральными законами и иными правовыми актами, а также жилищные права и обязанности возникают из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности (ч. 1 ст. 10 ЖК РФ).

Утверждения Р.В.Ф. в кассационной жалобе о том, что проживающие с ним члены его семьи, не могут являться участниками жилищных правоотношений, и нести обязанности по оплате коммунальных услуг, так как он является собственником однокомнатной квартиры площадью 29.6 кв.м., являются ошибочными, и не опровергают выводов суда о том, что оспариваемые заявителем положения Правил не противоречат действующему законодательству и не нарушают права заявителя. Оспариваемые положения предусматривают равные условия оплаты расхода коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, предназначенных для его потребителей в многоквартирных жилых домах, не имеющих приборов учета.

Доводы в кассационной жалобе основаны на ошибочном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела, и не могут служить поводом к отмене решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 сентября 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Р.В.Ф. - без удовлетворения.

Кассационная коллегия ВС РФ согласилась с тем, что порядок расчета платы за коммунальные услуги (кроме отопления) при отсутствии индивидуальных счетчиков, установленный Правительством РФ, не противоречит законодательству. В соответствии с этим порядком размер платы напрямую зависит от числа граждан, проживающих в помещении.

В силу ст. 31 Жилищного кодекса РФ дееспособные и ограниченные в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения, а также бывшие члены семьи собственника, пользующиеся жилым помещением по решению суда, солидарно с собственником отвечают по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением (если иное не установлено соглашением). Гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.

Исходя из этого, обязанность по оплате коммунальных услуг несет не только собственник, но и граждане, проживающие вместе с ним в принадлежащем ему помещении. Эти граждане, как и собственник, являются потребителями коммунальных услуг.


Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 февраля 2009 г. N КАС08-695


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение