Определение Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2008 г. N 1070-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Павлова Олега Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"

Определение Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2008 г. N 1070-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Павлова Олега Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина О.В. Павлова, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин О.В. Павлов оспаривает конституционность положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), в соответствии с которыми обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы и вставших в муниципальных образованиях на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, который определяет порядок расчета размера субсидии для приобретения жилья по государственному жилищному сертификату.

Как следует из представленных материалов, О.В. Павлов проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с 1 сентября 1968 года по 18 мая 1995 года и был уволен в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Будучи нуждающимся в улучшении жилищных условий, он неоднократно обращался в Министерство обороны Российской Федерации с требованием о предоставлении ему и его семье жилого помещения, однако в этом ему было отказано. Полагая отказ необоснованным, О.В. Павлов обратился в Пресненский районный суд города Москвы с требованием обязать Министерство обороны Российской Федерации предоставить ему и его семье жилое помещение. Решением от 7 августа 2007 года со ссылкой на пункт 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" суд отказал О.В. Павлову в удовлетворении его требования. Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 марта 2008 года решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, а кассационная жалоба заявителя - без удовлетворения.

По мнению заявителя, оспариваемые им нормативные положения, изменившие форму и порядок обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, противоречат конституционному принципу недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, и в силу этого не соответствуют статье 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

2. Оспариваемые заявителем нормативные положения уже были предметом исследования Конституционного Суда Российской Федерации в связи с обращениями ряда граждан. В Постановлении от 5 апреля 2007 года N 5-П пункты 2 и 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 40, в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет. При этом федеральному законодателю было поручено урегулировать условия и порядок обеспечения жильем граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенных или подлежащих увольнению с военной службы.

В части проверки конституционности пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, производство по делу было прекращено на том основании, что разрешение поставленного заявителями вопроса о соотношении расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации, устанавливаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и применяемой при определении размера субсидии для приобретения жилья, и действительной его стоимости на рынке жилья не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Указанное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу и в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Данная норма предполагает в том числе обязанность федерального законодателя осуществлять правовое регулирование, необходимость которого вытекает из решений Конституционного Суда Российской Федерации.

В силу пункта 3 части первой статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" наличие сохраняющего свою силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N 5-П является основанием для отказа в принятии к рассмотрению жалобы О.В. Павлова. Проверка же обоснованности судебных решений по гражданским делам с участием заявителя не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Павлова Олега Владимировича, поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин


Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации

Ю.М. Данилов



Определение Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2008 г. N 1070-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Павлова Олега Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"


Текст Определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение