Определение Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2009 г. N 136-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации городского округа - город Нововоронеж на нарушение конституционных прав местного самоуправления подпунктом "е" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Определение Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2009 г. N 136-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации городского округа - город Нововоронеж на нарушение конституционных прав местного самоуправления подпунктом "е" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию администрации городского округа - город Нововоронеж вопрос о возможности принятия жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации администрация городского округа - город Нововоронеж оспаривает конституционность подпункта "е" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд.

Как следует из жалобы и приложенных материалов, решением Нововоронежского городского суда от 5 октября 2007 года, оставленным без изменения определением Воронежского областного суда от 18 декабря 2007 года, удовлетворено заявление администрации Воронежской области о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца 18 пункта 4.3 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом городского округа - город Нововоронеж, утвержденного решением Нововоронежской городской думы.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, в отличие от норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в частности части второй статьи 251 данного Кодекса, допускает оспаривание высшими органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных актов органов местного самоуправления вне связи с вопросом о разграничении их компетенции. Как утверждает заявитель, это приводит к произвольному толкованию оспариваемого законоположения судами при разрешении дел в порядке гражданского судопроизводства, к нарушению прав граждан на осуществление местного самоуправления и гарантий самостоятельности местного самоуправления и противоречит статьям 12, 130, 131, 132 и 133 Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года N 15-П, Конституция Российской Федерации прямо предусматривает подконтрольность государству реализации органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий и предполагает контроль за законностью при решении ими вопросов местного значения, т.е. при осуществлении собственно полномочий местного самоуправления (статья 132, часть 2; статья 15, часть 2). Формы и способы такого контроля, его механизм и порядок осуществления не должны нарушать гарантии самостоятельности местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с нею федеральными законами, и противоречить принципу разделения властей. Тем самым устанавливаются пределы полномочий субъекта Российской Федерации по контролю за законностью при осуществлении местного самоуправления, рамки которого в соответствии с Конституцией Российской Федерации конкретизируются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (глава 10), другими федеральными законами. При этом в указанном Постановлении подчеркивается допустимость судебного контроля актов, принятых органами местного самоуправления.

Положения подпункта "е" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривают право исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации предложить органу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные им правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, или обратиться в суд.

Органы государственной власти, наделенные полномочиями по контролю за законностью действий и решений органов местного самоуправления, согласно Конституции Российской Федерации и в соответствии с федеральным законодательством вправе осуществлять такой контроль, поскольку данное обращение не означает прекращения или приостановления действия соответствующего акта. Кроме того, не исключается судебный контроль и не ограничиваются для местного самоуправления гарантии судебной защиты. Судебный порядок оспаривания муниципальных правовых актов также не может рассматриваться как нарушающий права органов местного самоуправления.

Указывая на неконституционность подпункта "е" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", заявитель, по существу, требует устранить имеющееся, по его мнению, противоречие между указанным положением и частью второй статьи 251 ГПК Российской Федерации. Однако следует иметь в виду, что реализация положения подпункта "е" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" возможна лишь с учетом всех требований Конституции Российской Федерации, ее статей 130, 131, 132, и с использованием процессуального механизма, предусмотренного совокупностью норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Проверка же законности и обоснованности судебных решений, требующая установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела, оценки правильности применения тех или иных правовых норм, не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы администрации городского округа - город Нововоронеж, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин


Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации

Ю.М. Данилов



Определение Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2009 г. N 136-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации городского округа - город Нововоронеж на нарушение конституционных прав местного самоуправления подпунктом "е" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"


Текст Определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение