Определение Конституционного суда РФ от 16 января 2009 г. N 124-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кошелевой Валентины Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статей 32, 47 и 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статьи 21 Положения о порядке прохождения военной службы"

Определение Конституционного суда РФ от 16 января 2009 г. N 124-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кошелевой Валентины Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статей 32, 47 и 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статьи 21 Положения о порядке прохождения военной службы"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Г. Стрекозова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки В.А. Кошелевой, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка В.А. Кошелева оспаривает конституционность абзаца второго пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому при осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных данным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, в жалобе оспаривается конституционность следующих положений Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе": пункта 3 статьи 32, согласно которому условия контракта о прохождении военной службы включают обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы; пункта 1 статьи 47, согласно которому воинские звания военнослужащим присваиваются: высших офицеров - Президентом Российской Федерации; до полковника или капитана 1 ранга включительно - должностными лицами в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы; сроки военной службы в воинских званиях и порядок их присвоения определяются Положением о порядке прохождения военной службы; подпункта "а" пункта 2 статьи 51, согласно которому военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В.А. Кошелева оспаривает также конституционность подпункта "г" пункта 2 статьи 21 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237), согласно которому воинское звание лейтенанта присваивается военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, при назначении на соответствующую воинскую должность.

Как следует из представленных материалов, В.А. Кошелева с 24 мая 1993 года по 1 июня 2002 года проходила службу в Вооруженных Силах Российской Федерации на должности, для занятия которой предусмотрено воинское звание офицера. В 2001 году она обратилась в Читинский гарнизонный военный суд с жалобой на бездействие командира воинской части, требуя обязать его оформить представление о присвоении ей воинского звания лейтенанта медицинской службы со 2 апреля 1998 года (день вступления в силу Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") и воинского звания старшего лейтенанта медицинской службы - со 2 апреля 2000 года. Решением от 8 ноября 2001 года суд обязал командира воинской части оформить представление о присвоении В.А. Кошелевой воинского звания лейтенанта медицинской службы согласно подпункту "г" пункта 2 статьи 21 Положения о порядке прохождения военной службы, в удовлетворении других требований отказал. Восточно-Сибирский окружной военный суд определением от 21 декабря 2001 года оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Документы для присвоения В.А. Кошелевой воинского звания лейтенанта медицинской службы были оформлены к 23 мая 2002 года, однако Управление кадров Сибирского военного округа отказалось направить их министру обороны Российской Федерации в связи с тем, что должность, занимаемая В.А. Кошелевой, с 1 июня 2002 года подлежала сокращению. В.А. Кошелева обжаловала данный отказ в Читинский гарнизонный военный суд, который в решении от 7 февраля 2003 года указал, что для возникновения у военнослужащего права на присвоение первого офицерского звания необходимо наличие ряда условий, а поскольку к моменту поступления документов заявительницы в соответствующие органы военного управления одно из необходимых условий, а именно занятие ею офицерской должности, отпало, действия Управления кадров Сибирского военного округа являлись законными и обоснованными. Судебная коллегия по гражданским делам Восточно-Сибирского окружного военного суда определением от 11 ноября 2003 года оставила это решение без изменения.

По мнению В.А. Кошелевой, названные нормативные положения в том смысле, который был придан им военными судами, противоречат статьям 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 37 (часть 3), 46 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. Она утверждает, что эти положения воспрепятствовали присвоению ей воинского звания офицера, чем нарушили, в частности, ее конституционное право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Между тем представленные в Конституционный Суд Российской Федерации материалы свидетельствуют о том, что из всех оспариваемых норм в отношении В.А. Кошелевой непосредственно были применены только пункт 1 статьи 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в части, устанавливающей, что сроки военной службы в воинских званиях и порядок их присвоения определяются Положением о порядке прохождения военной службы, а также подпункт "г" пункта 2 статьи 21 названного Положения.

Следовательно, данная жалоба в части, касающейся проверки конституционности абзаца второго пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 3 статьи 32 и подпункта "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению как не отвечающая требованию части второй статьи 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2. Пункт 1 статьи 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в части, устанавливающей, что сроки военной службы в воинских званиях и порядок их присвоения определяются Положением о порядке прохождения военной службы, сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционно закрепленное право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Следовательно, в этой части данная жалоба не отвечает критерию допустимости, а потому не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Разрешение же вопроса о том, имело ли в действительности место нарушение порядка присвоения первого офицерского звания В.А. Кошелевой, связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств дела. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 июля 2002 года N 199-О, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, а любые действия и решения государственных органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46), однако рассмотрение соответствующего дела может быть осуществлено только в том суде, к подсудности которого оно отнесено законом (часть 1 статьи 47). Разрешение всех споров, связанных с прохождением военной службы, согласно закону входит в компетенцию военных судов, а Конституционный Суд Российской Федерации в силу частей третьей и четвертой статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кошелевой Валентины Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку разрешение поставленных в жалобе вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин


Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации

Ю.М. Данилов



Определение Конституционного суда РФ от 16 января 2009 г. N 124-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кошелевой Валентины Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статей 32, 47 и 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статьи 21 Положения о порядке прохождения военной службы"



Текст Определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение