Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2009 г. N 186-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Грицая Виктора Давыдовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 22 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае"

Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2009 г. N 186-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Грицая Виктора Давыдовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 22 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.Д. Князева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина В.Д. Грицая, установил:

1. Гражданин В.Д. Грицай в порядке приватизации получил в собственность долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, совместно с другими участниками долевой собственности осуществил необходимые землеустроительные мероприятия, в том числе поставил земельный участок на кадастровый учет и зарегистрировал право собственности на него в Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, а затем заключил с другими участниками долевой собственности договоры, в соответствии с которыми стал владельцем 100 процентов долей в праве собственности на указанный земельный участок.

Решением Динского районного суда Краснодарского края от 19 марта 2008 года, вынесенным по иску прокурора Динского района Краснодарского края и департамента имущественных отношений Администрации Краснодарского края и оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 мая 2008 года, утверждение землеустроительного дела по установлению границ земельного участка, его постановка на кадастровый учет, договоры купли-продажи долей в праве общей собственности на земельный участок были признаны недействительными, как и регистрация права собственности В.Д. Грицая на спорный земельный участок. Суд указал, что при образовании из земель сельскохозяйственного назначения нового земельного участка не были соблюдены требования статьи 22 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.Д. Грицай оспаривает конституционность положений статьи 22 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", согласно которым при образовании нового земельного участка должны соблюдаться следующие требования законодательства Российской Федерации о землеустройстве: пригодность земель для предполагаемого (разрешенного) использования; недопущение создания недостатков в расположении (вклинивание, чересполосица, вкрапливание, дальноземелье, изломанность и неудобства в использовании); соблюдение условий выхода на дороги общего пользования для образуемых новых и существующих земельных участков.

По мнению заявителя, эти положения в смысле, придаваемом им сложившейся правоприменительной практикой, не соответствуют статьям 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку ограничивают право собственности таким способом, который не основан на Конституции Российской Федерации, а также служат основанием для признания недействительной регистрации права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения.

2. Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

Конституция Российской Федерации устанавливает также, что права и свободы человека и гражданина, включая право частной собственности на землю, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1 статьи 36; часть 3 статьи 55; часть 3 статьи 56).

2.1. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 8-П, конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. всего многонационального народа Российской Федерации, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Это требование адресовано государству, его органам, гражданам, всем участникам общественных отношений, является базовым для законодательного регулирования в данной сфере и обусловливает право федерального законодателя устанавливать особые правила, порядок, условия пользования землей.

Обеспечивая реализацию указанных конституционных требований, законодательство о земле может предусматривать для граждан и других субъектов землепользования необходимость соблюдения специальных условий, касающихся вопросов землеустройства и сделок с земельными участками. При этом, однако, в силу сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 апреля 2003 года N 4-П правовой позиции, возможные ограничения федеральным законом права владения, пользования и распоряжения имуществом, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и законных интересов других лиц, носить общий и абстрактный характер и не затрагивать само существо конституционного права.

2.2. Согласно статье 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Соответственно, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 2).

Исходя из того, что земля является особым объектом гражданского оборота, федеральный законодатель вправе предусмотреть необходимость соблюдения физическими и юридическими лицами ряда специальных требований, позволяющих отнести земельный участок сельскохозяйственного назначения к индивидуально-определенным вещам и подтверждающих его существование в качестве объекта гражданского оборота.

В этих целях статья 68 Земельного кодекса Российской Федерации и статья 1 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" требуют проведения мероприятий по землеустройству, под которыми понимаются, в частности, мероприятия по улучшению состояния земель, их охране, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для сельскохозяйственного производства. Землеустройство, согласно пунктам 1 и 7 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда; порядок его проведения устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2.3. Закон Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", как следует из его преамбулы, принят в целях реализации полномочий Краснодарского края как субъекта Российской Федерации в сфере регулирования земельных отношений, установленных Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Его статья 22 во исполнение статьи 4 "Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения" Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" закрепляет минимальные размеры образуемых из земель сельскохозяйственного назначения новых земельных участков и устанавливает требования к местоположению земельных участков, к которым относит пригодность земель для предполагаемого (разрешенного) использования, недопущение создания недостатков в расположении (вклинивание, чересполосица, вкрапливание, дальноземелье, изломанность и неудобства в использовании) и соблюдение условия выхода на дороги общего пользования для образуемых новых и существующих новых земельных участков. По своему содержанию и во взаимосвязи с иными требованиями земельного законодательства они направлены на обеспечение рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, что согласуется со статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, предписывающей, чтобы образование земельных участков не приводило к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.

2.4. Таким образом, оспариваемые заявителем положения статьи 22 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", как направленные на недопущение или устранение недостатков при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков сельскохозяйственного назначения, не создают ограничений в реализации права собственности на землю и не содержат оснований для признания недействительными актов регистрации права собственности на земельные участки и последующих сделок с данным участком, а потому, вопреки утверждению заявителя, не нарушают его конституционные права.

Формально оспаривая конституционность положений статьи 22 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", заявитель, по сути, выражает несогласие с решениями, вынесенными правоприменительными органами по его делу. Между тем осуществление контроля за действиями судов общей юрисдикции и иных правоприменителей, проверка законности и обоснованности принимаемых ими решений, правильности применения законов при разрешении конкретных дел не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального Конституционного Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Грицая Виктора Давыдовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин


Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации

Ю.М. Данилов




Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2009 г. N 186-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Грицая Виктора Давыдовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 22 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае"



Текст Определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.