Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. N 15873/08 Суд отказал в удовлетворении требования о признании недействительным решения инспекции в части доначисления обществу налога на прибыль и пеней в связи с необоснованным применением льготы по данному налогу, поскольку льгота по налогу на прибыль в отношении предприятий и организаций, к числу которых относится общество, не продлена, общество не производило сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях и не относилось к рыболовецкой артели, оно должно было уплачивать налог на прибыль в общеустановленном порядке

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. N 15873/08


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Завьяловой Т.В., Козловой О.А., Першутова А.Г., Полетаевой Г.Г., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области о частичном пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Мурманской области от 25.01.2008 по делу N А42-2145/2007, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.08.2008 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области - Муратшаев Д.В., Ненашев Д.В., Стручкова Т.С;

от открытого акционерного общества "Мурманский траловый флот" - Иванов М.Ю.

Заслушав и обсудив доклад судьи Полетаевой Г.Г. и объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее - инспекция) от 02.04.2007 N 12, вынесенным по результатам выездной налоговой проверки открытого акционерного общества "Мурманский траловый флот" (далее - общество) по вопросам правильности исчисления, удержания и уплаты налога на прибыль и других налогов и сборов за период с 01.01.2003 по 31.12.2003, обществу доначислены налоги, начислены пени и штрафы, в том числе в связи с необоснованным применением льготы по налогу на прибыль, предусмотренной для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию. Также инспекцией выставлено требование N 116 об уплате налога, сбора, пеней и штрафа по состоянию на 08.06.2007.

Общество не согласилось с названными решением и требованием и обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании их недействительными.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 25.01.2008 требования общества удовлетворены.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 09.04.2008 решение суда первой инстанции оставил без изменения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 11.08.2008 указанные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора инспекция просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение единообразия в их толковании и применении.

Как полагает заявитель, суды не учли правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросу, касающемуся применения льготы по налогу на прибыль, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2008 N 10839/07.

В отзыве на заявление общество просит оставить названные судебные акты без изменения, поскольку правомерно воспользовалось льготой по налогу на прибыль в 2003 году.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат частичной отмене с принятием в отмененной части нового решения по следующим основаниям.

Общество в 2003 году осуществляло вылов и реализацию рыбы и морепродуктов и, полагая, что рыба и морепродукты относятся к сельскохозяйственной продукции и оно является сельскохозяйственным товаропроизводителем, применило льготу, предусмотренную пунктом 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон от 27.12.1991 N 2116-1).

Суды согласились с правомерностью применения обществом льготы по налогу на прибыль, так как, по их мнению, из положений Федерального закона от 14.07.1997 N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства" (далее - Федеральный закон от 14.07.1997 N 100-ФЗ) следует, что рыба и морепродукты относятся к сельскохозяйственной продукции. Суды признали: действовавшая в 2003 году редакция статьи 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ) распространяла названную налоговую льготу на предприятия любых организационно-правовых форм.

Однако суды не учли следующего.

Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ (статья 2) признан утратившим силу Закон от 27.12.1991 N 2116-1, за исключением установленного статьями 1, 2, 6, 9, 10.1 этого Закона порядка исчисления налоговой базы и применения налоговых льгот.

Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ определен порядок, согласно которому утрачивают силу налоговые льготы, установленные Законом от 27.12.1991 N 2116-1. В частности, предусмотренный абзацем первым пункта 5 статьи 1 Закона порядок освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, действует впредь до перевода указанных предприятий на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ) абзац второй статьи 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ дополнен следующими словами: для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) - освобождение от налога на прибыль действует в течение трех лет со дня вступления в силу Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ. Действие этого дополнения Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ распространено на отношения, возникшие с 01.01.2002.

Следовательно, действие названной льготы сохранено на три года в отношении рыболовецких артелей (колхозов) и продлено для организаций, производящих, производящих и перерабатывающих собственную сельскохозяйственную продукцию, до перевода их на специальный налоговый режим.

Согласно положениям главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)" Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаны организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях - объектах налогообложения. Поэтому общество не подлежало переводу на специальный налоговый режим, льгота по налогу на прибыль на него не распространялась.

Таким образом, Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ ограничен круг лиц, для которых действие льготы по налогу на прибыль было продлено.

Кроме того, в силу Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" к сельскохозяйственным товаропроизводителям-организациям, производящим сельскохозяйственную продукцию, из числа организаций, осуществляющих вылов рыбы и водных биоресурсов, приравнена только рыболовецкая артель (колхоз).

Согласно Общероссийскому классификатору продукции (ОК 005-93), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 N 301, продукция рыбная, вылов рыбы и других водных биоресурсов, осуществляемый организациями, за исключением рыболовецких артелей (колхозов), к сельскохозяйственной продукции не относятся, а принадлежат к классу рыбной промышленности.

Следовательно, по виду деятельности общество отнесено к отрасли народного хозяйства "Промышленность", а не к отрасли "Сельское хозяйство".

Таким образом, ни действующими в спорный период законами, ни нормативно-правовыми актами организации (за исключением рыболовецких артелей (колхозов)), осуществляющие вылов рыбы и морепродуктов и их переработку, не отнесены к сельскохозяйственным товаропроизводителям, а вылов рыбы и производимая ими рыбопродукция - к продукции сельского хозяйства.

Поскольку льгота по налогу на прибыль в отношении предприятий и организаций, к числу которых относится общество, Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ не продлена, общество не производило сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях, не относилось к рыболовецкой артели (колхозу), оно должно было уплачивать налог на прибыль в общеустановленном порядке, исходя из положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон от 14.07.1997 N 100-ФЗ, на который сослались суды, не относится к законодательству о налогах и сборах, не регулирует вопросов льготного налогообложения, не содержит понятия "сельскохозяйственная продукция", не раскрывает, что включается в это понятие, и в настоящем случае применению не подлежал.

При указанных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их частичной отмены.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.01.2008 по делу N А42-2145/2007, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.08.2008 по тому же делу о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области от 02.04.2007 N 12 в части доначисления открытому акционерному обществу "Мурманский траловый флот" налога на прибыль и пеней в связи с необоснованным применением льготы по данному налогу, а также требования N 116 по состоянию на 08.06.2007 в этой части отменить.

В удовлетворении требования ОАО "Мурманский траловый флот" в данной части отказать.

В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.


Председательствующий

А.А. Иванов


Налоговый орган счел, что организация, которая вылавливает и реализует рыбу и морепродукты, необоснованно применила в 2003 г. льготу по налогу на прибыль, предусмотренную для с/х товаропроизводителей.

Президиум ВАС РФ согласился с позицией налогового органа и разъяснил следующее.

Законом "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусматривалась льгота по налогу на прибыль для с/х товаропроизводителей. С 01.01.2002 действие этой льготы было сохранено только для ограниченного круга лиц. Льгота была сохранена на три года в отношении рыболовецких артелей (колхозов) и продлена для организаций, производящих и перерабатывающих собственную с/х продукцию, до их перевода на специальный налоговый режим (ЕСХН).

Исходя из Общероссийского классификатора продукции, рыбная продукция, вылов рыбы и других водных биоресурсов организациями, за исключением рыболовецких артелей (колхозов), к с/х продукции не относятся. Таким образом, в спорный период (в 2003 г.) организации (за исключением рыболовецких артелей (колхозов), осуществляющие вылов рыбы, морепродуктов и их переработку, были не вправе применять льготу по налогу на прибыль.

Следует отметить, что согласно действующей редакции НК РФ рыбохозяйственные организации признаются с/х товаропроизводителями в целях применения ЕСХН при их соответствии определенным требованиям.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. N 15873/08


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2009 г., N 7


Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 20.05.2009


Номер дела в первой инстанции: А42-2145/2007


Истец: ОАО "Мурманский траловый флот"

Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области


Хронология рассмотрения дела:


21.04.2009 Постановление Президиума ВАС РФ N 15873/08


11.08.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А42-2145/2007


09.04.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2728/2008


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.