Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 марта 2009 г. N ВАС-17643/08 "О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 марта 2009 г. N 17643/08
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"


Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Першутова А.Г., судей Зарубиной Е.Н., Тумаркина В.М.

рассмотрела в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области (ул. Гагарина, 2, г. Анжеро-Судженск, 652470) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Кемеровской области от 18.04.2008 по делу N А27-2053/2008-6, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.09.2008 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Анжеро-Судженский мясокомбинат имени В.В. Пащенко" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области о признании недействительным решения инспекции от 23.01.2008 N 4 и обязании устранить допущенные нарушения.

Суд установил:

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Анжеро-Судженский мясокомбинат имени В.В. Пащенко" (далее - общество), по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 31.12.2006.

В ходе проверки инспекция пришла к выводу о неправомерном применении обществом в 2006 году упрощенной системы налогообложения в связи с превышением в обществе установленной подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации средней численности работников, препятствующим применению данной системы налогообложения.

На основании акта проверки от 29.11.2007 N 2525дсп и возражений к нему от 21.01.2008 инспекцией принято решение от 23.01.2008 N 4 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Кодекса и доначислении обществу налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, единого социального налога, а также начислении соответствующим сумм пеней.

Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании его недействительным, а также об обязании инспекции устранить допущенные нарушения его прав и интересов.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.04.2008 заявленные требования удовлетворены.

Седьмой арбитражный апелляционный суд постановлением от 30.06.2008 решение суда оставил без изменения.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 30.09.2008 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций инспекция просит их отменить, ссылаясь на нарушение ими единообразия в толковании и применении налогового законодательства.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, коллегия судей считает, что настоящее дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для проверки оспариваемых судебных актов в порядке надзора по следующим основаниям.

Согласно статье 346.11 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемый период) упрощенная система налогообложения организациями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.

Пункт 2 указанной статьи определяет, что применение упрощенной системы налогообложения организациями освобождает их от обязанности по уплате отдельных налогов.

В то же время подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса предусмотрено, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

Как установлено судами, инспекция определила среднесписочную численность работников общества за 2006 год в количестве 112,54 человек. При расчете среднесписочной численности работников инспекция суммировала среднесписочную штатную численность работников общества в этот период, которая составила 73,03 человек, среднесписочную численность работников, состоящих в штате индивидуальных предпринимателей Шепелева Сергея Викторовича (далее - Шепелев С.В.) и Сергеева Сергея Анатольевича (далее - Сергеев С.А.), которая составила 37,92 человек и численность работников общества, официально не состоящих в штате общества, в количестве 1,59 человек. Основанием для такого исчисления явились следующие обстоятельства.

Согласно договору от 04.01.2006 Шепелев С.В. оказывал обществу услуги по предоставлению персонала для работы в мясном, колбасном, рыбном, кулинарном и механическом цехах общества. Оплата вознаграждения в соответствии с договором должна была производиться путем взаимозачета.

Работники Шепелева С.В. были оформлены на работу к предпринимателю путем перевода из общества, однако специальности работников, условия труда, характер деятельности не изменились. Трудовые обязанности выполнялись на территории общества и в его интересах, работники подчинялись правилам внутреннего трудового распорядка общества, выполняли указания его руководства, начальников цехов. Заработную плату получали в кассе общества.

Шепелев Сергей Викторович является родным братом директора общества Шепелева Виктора Викторовича, а также занимает в обществе должность заместителя директора по коммерческим вопросам. При этом отношения между обществом и индивидуальным предпринимателем Шепелевым С.В. осуществляются на основании договора о совместной деятельности от 02.01.2006 N 21/10, в соответствии с которым общество занималось переработкой мяса, поставляемого Шепелевым С.В., а последний реализовывал произведенную продукцию.

Документов, подтверждающих проведение между обществом и Шепелевым С.В. взаимозачетов, а равно и иных первичных документов, подтверждающих факт оплаты услуг по договору, в материалах дела нет. В бухгалтерском учете общества расходы на оплату услуг по предоставлению персонала не отражены.

Общество являлось единственным клиентом Шепелева С.В. в отношении предоставления персонала.

Работники, принятые на работу к Сергееву С.А., были заняты на производстве продукции в цехах общества.

Как следует из объяснений Сергеева С.А., данных им при проведении выездной налоговой проверки общества, он фактически предпринимательскую деятельность не осуществлял. Зарегистрирован индивидуальным предпринимателем по просьбе бывшего директора общества - Пащенко В.В. Пояснений, для какой цели им приняты на работу сотрудники, не представил. Однако все его работники были заняты в производстве продукции общества и работали в цехах последнего.

Работники Сергеева С.А. были оформлены на работу к предпринимателю путем перевода из общества, однако специальности работников, условия труда и характер их деятельности не изменились. Трудовые обязанности выполнялись на территории общества и в его интересах, работники подчинялись правилам внутреннего трудового распорядка общества, выполняли указания его руководства, начальников цехов. Заработную плату получали в кассе общества.

Сергеев С.А. является заместителем директора общества по хозяйственной части и находится в непосредственном подчинении у директора Шепелева В.В.

Работники, переведенные из общества к индивидуальным предпринимателям Шепелеву С.В. и Сергееву С.А. на те же самые должности, которые они занимали в обществе, не могли исполнять свои обязанности непосредственно у указанных лиц в связи с отсутствием у названных предпринимателей необходимого оборудования, помещений и т.д.

Для расчета среднесписочной численности работников общества также принята численность официально не оформленных физических лиц, фактически выполнявших трудовые обязанности, согласно договоренности с директором общества. Заработная плата выплачивалась ежемесячно через кассу общества.

Данные обстоятельства в совокупности позволили инспекции сделать вывод о том, что увольнение части персонала из общества переводом к индивидуальным предпринимателям Шепелеву С.В. и Сергееву С.А. было направлено на создание условий для сохранения возможности применения упрощенной системы налогообложения с целью уменьшения размера налоговой обязанности, что, в свою очередь, привело к получению обществом необоснованной налоговой выгоды.

Арбитражные суды, признавая недействительным оспариваемое решение налогового органа, исходили из того, что договоры по предоставлению персонала, заключенные обществом с индивидуальными предпринимателями Шепелевым С.В. и Сергеевым С.А., были реально исполнены, возможность заключения таких договоров предусмотрена действующим законодательством, налоговая инспекция не доказала наличие реальных трудовых отношений между работниками, предоставленными по договору аутсорсинга обществу, и самим обществом, факт взаимозависимости между индивидуальными предпринимателями и обществом сам по себе значения для признания налоговой выгоды необоснованной не имеет.

В то же время при разрешении спора по настоящему делу судами не учтены положения части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.

Налоговым органом были представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды в виде уменьшения размера налоговой обязанности вопреки положениям налогового законодательства. Применение аутсорсинга преследовало единственную цель - незаконную минимизацию налогообложения. Однако суды эти доказательства и доводы налогового органа оценивали по отдельности и в нарушение положений, содержащихся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, не оценили в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судами не учтено, что налогоплательщик не доказал получение им экономического эффекта от предпринятых мер по увольнению части персонала с последующим привлечением этого же персонала по договорам аутсорсинга и не опроверг доводы налогового органа о том, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком при осуществлении этих действий, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в результате применения упрощенной системы налогообложения при отсутствии права на нее.

Изложенное свидетельствует о том, что инспекцией правомерно произведен расчет среднесписочной численности работающих в обществе, с учетом работников, состоявших в штате индивидуальных предпринимателей Шепелева С.В. и Сергеева С.В., а также лиц, официально не оформленных, а действия общества квалифицированы как направленные на занижение среднесписочной численности работающих в обществе лиц. В связи с этим общество применяло в 2006 году упрощенную систему налогообложения неправомерно.

Учитывая изложенное, а также то, что решение суда первой и постановления судов апелляционной и кассационной инстанций основаны на неправильном применении норм права и нарушают единообразие в толковании и применении правовых норм, судебной коллегией усматриваются основания для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на предмет их отмены.

Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил:

передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А27-2053/2008-6 Арбитражного суда Кемеровской области для пересмотра в порядке надзора решения от 18.04.2008, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.09.2008 по указанному делу.

Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре в порядке надзора до 15.04.2008.


Председательствующий судья

А.Г. Першутов


Судья

Е.Н. Зарубина


Судья

В.М. Тумаркин



Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 марта 2009 г. N 17643/08 "О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"


Текст определения официально опубликован не был


Номер дела в первой инстанции: А27-2053/08-6


Истец: ООО "Анжеро-Судженский мясокомбинат имени В.В. Пащенко"

Ответчик: МРИФНС России N9 по Кемеровской области


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.