• ДОКУМЕНТ

Общие положения

Постановление Госстандарта РФ от 1 апреля 1998 г. N 19
"О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов"

С изменениями и дополнениями от:

10 декабря 2007 г.


В целях реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Госстандартом России в 1992 году введена сертификация автомототранспортных средств и прицепов, которая основана на международных принципах, нормах и процедурах Женевского Соглашения 1958 года.

Обязательная сертификация транспортных средств, их составных частей и предметов оборудования, запасных частей и принадлежностей в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, предусмотрена Федеральным законом "О безопасности дорожного движения".

Госстандарт России постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов (далее - Правила).

2. Направить указанные Правила на государственную регистрацию в Минюст России.

3. Установить срок введения Правил с 1 октября 1998 г.

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Госстандарта России В.В.Таболина.


Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 мая 1998 г.

Регистрационный N 1522


Информация об изменениях:

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2007 г. N 3453 в настоящие Правила внесены изменения

См. текст Правил в предыдущей редакции


Правила
по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов
(утв. постановлением Госстандарта РФ от 1 апреля 1998 г. N 19)

С изменениями и дополнениями от:

10 декабря 2007 г.

ГАРАНТ:

Настоящие Правила введены в действие с 1 октября 1998 г.

См. Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720

См. комментарии к настоящим Правилам

О сертификации отдельных видов продукции и услуг см. справку


Настоящие Правила разработаны на основе Закона Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 26; далее - Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг"), Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ("Российская газета" от 26 декабря 1995 г.; далее - Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"), Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 8), а также в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Госстандарта России: Правила по проведению сертификации в Российской Федерации (утверждены постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г. N 3, зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 марта 1994 г., регистрационный N 521. - Москва, ИПК, Издательство стандартов, 1995 г.), Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации (утвержден постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. N 15, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 апреля 1995 г. N 826. - Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, N 7, 1995 г.; далее - Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации), Изменение N 1 Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации (принято постановлением Госстандарта России от 25 июня 1996 г. N 15, зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный N 1139. - Ежемесячный информационный указатель стандартов, N 2, 1996 г.) и с учетом прав и обязанностей Российской Федерации как страны - участницы Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний (далее - Женевское Соглашение 1958 г.) - постановление Совета Министров СССР от 31 октября 1986 г. N 1295 "О присоединении СССР к Женевскому Соглашению 1958 г." (Собрание постановлений Правительства СССР за 1986 г.).

ГАРАНТ:

См. Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 10 мая 2000 г. N 26


Правила распространяются на Систему сертификации механических транспортных средств и прицепов (далее - Система), которая является системой сертификации однородной продукции Системы сертификации ГОСТ Р.

Правила разработаны с учетом Руководств Международной организации по стандартизации / Международной электротехнической конференции - ИСО/МЭК 7, 16, 23, 28, 40, 48, 53, 56.


Глава I. Общие положения


1. Определения


В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения, принятые в Женевском Соглашении 1958 г. и законодательстве Российской Федерации:

"официальное утверждение по типу конструкции на основании Правил ЕЭК ООН" (Женевское Соглашение 1958 г., статья 1, п.1) - процедура, посредством которой после проведения необходимых проверок заявляется, что транспортное средство, части его конструкции и предметы дополнительного оборудования, представленные изготовителем, отвечают предписаниям Правил ЕЭК ООН;

"паспорт транспортного средства" (постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477. - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 21) - документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства в том числе подтверждает наличие "одобрения типа транспортного средства".

В Правилах также понимается под:

"типом транспортного средства" - транспортные средства, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях;

"составными частями и предметами оборудования" - агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов;

"принадлежностями" - дополнительные устройства, предназначенные для установки на транспортное средство с целью улучшения его потребительских свойств и не предназначенные для обязательной установки на всех экземплярах транспортных средств (одной модели);

"проверкой производства" - анализ состояния производства сертифицируемой продукции, направленный на получение необходимой уверенности в стабильности характеристик и показателей, подтверждаемых при сертификационных испытаниях;

"сообщением, касающимся официального утверждения по типу конструкции транспортного средства" - документ, подтверждающий соответствие транспортных средств, предметов оборудования и частей транспортных средств требованиям конкретных Правил ЕЭК ООН;

"административным органом Российской Федерации в рамках Женевского Соглашения 1958 года" (далее - административный орган) - заявленный страной - участницей Женевского Соглашения 1958 г. орган, наделенный правами выдавать "сообщения, касающиеся официального утверждения по типу конструкции транспортного средства" и "одобрения типа транспортного средства";

"технической службой" - аккредитованная в установленном порядке испытательная лаборатория (центр), заявленная Российской Федерацией как уполномоченная организация по проведению сертификационных испытаний в рамках Женевского Соглашения 1958 года;

"одобрением типа транспортного средства" - соответствующая международной практике форма оценки соответствия типа транспортного средства, а также одноименный документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия;

"выпускаемыми в обращение транспортными средствами (шасси)" - не находившиеся ранее в эксплуатации, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на срок более чем шесть месяцев на территорию Российской Федерации транспортные средства (шасси), предназначенные для реализации и последующей эксплуатации;

"техническим секретариатом" - назначаемая административным органом организация, выполняющая по его поручению техническую, экспертную и методическую работу;

"шасси" - не предназначенное для эксплуатации транспортное средство, не имеющее хотя бы одной составной части из нижеперечисленного: кабина, двигатель, кузов или иное исполнение загрузочного пространства (седельно-сцепное устройство, крановая установка и т.п. ), выпускаемое в обращение с целью дальнейшей достройки.


2. Цели и условия оценки соответствия


В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (статья 15, п. 1) и Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52 (ч. I), ст. 5140; 2005, N 19, ст. 1752; 2007, N 19, ст. 2293) транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, подлежат обязательной оценке соответствия в форме "одобрения типа транспортного средства", а составные части их конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств - обязательной сертификации либо (в оговоренных случаях) - декларированию соответствия в целях:

обеспечения безопасности дорожного движения;

создания условий деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.

Официальное утверждение по типу конструкции (по одобрению типа) транспортного средства проводится в соответствии с процедурами, предусмотренными Женевским Соглашением 1958 г., участницей которого является Российская Федерация. В случаях, не предусмотренных указанным Соглашением или иными международными соглашениями, договаривающейся стороной которых является Российская Федерация, работы проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Требования настоящих Правил являются обязательными для всех участников сертификации.

По продукции, не подлежащей в соответствии с законодательными актами Российской Федерации обязательной сертификации, и по требованиям, на соответствие которым законодательными актами Российской Федерации не предусмотрено проведение обязательной сертификации, может проводиться добровольная сертификация.


3. Область применения


Настоящие Правила распространяются на выпускаемые в обращение механические транспортные средства (включая транспортные средства с электрическими двигателями) и прицепы к ним категорий М (включая специализированные пассажирские транспортные средства - транспортные средства категории М2 или M3, не предназначенное для применения в качестве транспортного средства общего пользования (может использоваться в качестве семейного, служебного транспортного средства и по другому назначению, не связанному с перевозкой пассажиров по установленным маршрутам), N, О, L в соответствии с ГОСТ Р 52051 (далее - транспортные средства), составные части их конструкции и предметы дополнительного оборудования, запасные части (элементы конструкции транспортного средства (агрегаты, узлы и детали), поступающие в торговлю и (или) организации по ремонту и техническому обслуживанию) и принадлежности. Датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления на него паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства).

Правила применяются в соответствии с отдельными Порядками сертификации следующих объектов:

транспортных средств, составных частей их конструкций и предметов дополнительного оборудования;

запасных частей и принадлежностей транспортных средств.

Система может быть дополнена Порядками сертификации других объектов сертификации в области транспортных средств.


4. Структура и состав участников системы


Организационную структуру системы образуют следующие участники системы:

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) - компетентный административный орган Российской Федерации в соответствии с Женевским Соглашением 1958 года (далее - административный орган)*;

технический секретариат административного органа;

органы по сертификации;

испытательные лаборатории (испытательные центры, технические службы);

изготовители продукции;

продавцы продукции.

Управление системой осуществляет Ростехрегулирование.


5. Функции, права и обязанности участников системы


Участники системы имеют следующие права и обязанности:

5.1. Исключен.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 5.1

5.2. Орган по сертификации

Сертифицирует продукцию, выдает сертификаты соответствия и "заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям", в том числе:

формирует и ведет фонд нормативных документов, распространяющихся на сертифицируемую продукцию:

проводит проверку производства сертифицируемой продукции;

проводит инспекционный контроль за соответствием выпускаемой продукции сертифицированному образцу и требованиям соответствующих нормативных документов, состоянием условий ее производства;

организует планирование и учет проводимых работ по сертификации;

взаимодействует с потребителями, органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), и другими организациями в части получения информации об обнаруженном несоответствии продукции сертифицированному образцу;

приостанавливает или отменяет действие выданных им сертификатов соответствия;

предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам правил и процедур, предъявляемых требованиях по сертификации, аккредитованных участниках системы, результатах сертификации;

информирует органы контроля и надзора о приостановлении или отмене выданных им сертификатов соответствия;

подготавливает для административного органа материалы для выдачи "одобрений типа транспортного средства" (условием для допуска органа по сертификации к выполнению работ по оформлению "одобрений типа транспортного средства" является наличие утвержденного административным органом соглашения о сотрудничестве между органом по сертификации и испытательными лабораториями, заявленными в качестве технических служб по сертификации в рамках Женевского Соглашения 1958 года для проведения испытаний по комплексу Правил ЕЭК ООН, применяемых для целей "одобрения типа транспортного средства");

ведет учет и регистрацию выданных им сертификатов соответствия, "заключений о соответствии шасси предъявляемым требованиям" и выданных административным органом "одобрений типа транспортного средства.

5.3. Испытательная лаборатория (испытательный центр, техническая служба)

Испытательная лаборатория (испытательный центр, техническая служба) осуществляет испытания транспортных средств, составных частей их конструкций и предметов дополнительного оборудования или конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей сертификации, в том числе:

разрабатывает при необходимости программы, типовые и рабочие методики испытаний по каждому нормативному документу;

рассматривает полученную от изготовителя техническую документацию и проводит экспертизу объектов испытаний на соответствие этой документации;

проводит сертификационные испытания. Ведет регистрацию и учет результатов испытаний;

проводит анализ результатов сертификационных испытаний, оформляет официальные протоколы по результатам испытаний, "заключение о возможности выдачи одобрения типа транспортного средства" и, по поручению органа по сертификации, "заключение о соответствии шасси предъявляемым требованиям";

выдает заключение о возможности распространения результатов испытаний, сертификатов соответствия и одобрений типа транспортного средства;

участвует в разработке и совершенствовании нормативных документов на продукцию, а также на методы и средства ее испытаний;

обращается в орган по сертификации с предложением о прекращении действия ранее выданных сертификатов соответствия;

проводит испытания сертифицированной продукции в рамках инспекционного контроля;

участвует в контрольных испытаниях, проводимых в испытательных лабораториях изготовителей сертифицированной продукции;

участвует совместно или по поручению органа по сертификации в проверке производства и инспекционном контроле:

взаимодействует с другими испытательными лабораториями.

5.4. Административный орган:

Организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, их составных частей и предметов дополнительного оборудования, а именно:

информирует общественность о правилах и процедурах сертификации, аккредитованных участниках системы и результатах сертификации;

взаимодействует с потребителями и другими организациями, получает от них информацию об обнаруженном несоответствии продукции сертифицированному образцу;

выдает, отказывает в выдаче, распространяет или отменяет "сообщения, касающиеся официального утверждения по типу конструкции транспортного средства" по Правилам ЕЭК ООН и уведомляет об этом компетентные органы других стран Женевского Соглашения 1958 года;

взаимодействует с аккредитованными органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами);

выдает "одобрение типа транспортного средства";

проверяет перед официальным утверждением наличие у изготовителя транспортных средств условий для обеспечения эффективного контроля за соответствием производства;

организует проведение выборочных проверок серийно выпускаемых транспортных средств в соответствии с Правилами ЕЭК ООН;

осуществляет подготовку предложений по уполномочиванию испытательных лабораторий (центров) для выполнения ими функций технических служб в рамках Женевского Соглашения 1958 года;

подготавливает предложения по расширению перечня продукции, подлежащей декларированию или исключаемой из перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

в необходимых случаях утверждает специальные перечни требований к транспортным средствам в целях оценки их соответствия;

ведет учет "одобрений типа транспортного средства";

отменяет "одобрение типа транспортного средства".


6. Основные правила системы


6.1. Сертификацию продукции, включая установление схемы сертификации конкретной продукции, осуществляют органы по сертификации.

6.2. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий проводится Ростехрегулированием. В аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий участвуют представители Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и Минтранса России в соответствии с их компетенцией, а также могут участвовать представители территориальных органов Ростехрегулирования и других организаций по его усмотрению.

6.3. Проверка производства сертифицируемой продукции осуществляется органом по сертификации продукции в соответствии с процедурами, установленными в п. 7 главы II и п. 3 главы III настоящего документа.

6.4. Соответствие транспортного средства, составных частей его конструкции, предметов дополнительного оборудования или запасных частей требованиям конкретного нормативного документа, включая Правила ЕЭК ООН, удостоверяется выдачей сертификата соответствия или сообщения, касающегося официального утверждения по типу конструкции транспортного средства (при сертификации по Правилам ЕЭК ООН в рамках Женевского Соглашения 1958 г.).

6.5. Соответствие транспортного средства перечню обязательных технических требований удостоверяется выдачей "одобрения типа транспортного средства". "Одобрение типа транспортного средства" распространяется на транспортные средства, выпущенные в обращение в период его действия, независимо от срока их последующей реализации.

На транспортные средства, изготавливаемые с использованием выпущенных в обращение сертифицированных базовых транспортных средств (шасси), производимых другими изготовителями, после вступления в силу новых технических требований может быть оформлено "одобрение типа транспортного средства" при условии их соответствия техническим требованиям, действующим на момент выпуска в обращение базовых транспортных средств (шасси). Срок действия такого "одобрения типа транспортного средства" не может превышать одного года с момента вступления в силу новых технических требований.

6.6. Сертификация механических транспортных средств и запасных частей в общем случае предусматривает:

определение путем проведения испытаний соответствия образца продукции требованиям нормативных документов;

проверку производства сертифицируемой продукции на наличие условий, обеспечивающих стабильный уровень характеристик и показателей, подтверждаемых сертификационными испытаниями;

признание имеющихся у заявителя "сообщений, касающихся официального утверждения по типу конструкции транспортного средства", сертификатов соответствия и других документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, предъявляемым при сертификации, полученных в других региональных или национальных системах сертификации;

выдачу "сообщения, касающегося официального утверждения по типу конструкции" или сертификата соответствия, а также выдачу "одобрения типа транспортного средства";

инспекционный контроль за соответствием выпускаемой продукции требованиям, предъявляемым при сертификации.

6.7. В Системе при выдаче "одобрения типа транспортного средства" признаются в обязательном порядке действующие "сообщения, касающиеся официального утверждения по типу конструкции транспортного средства", выданные на основании Правил ЕЭК ООН аккредитованными в рамках Женевского Соглашения 1958 г. зарубежными административными органами.

Органы по сертификации могут признавать сертификаты соответствия и другие документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям, предъявляемым при сертификации, полученные в других региональных или национальных системах сертификации.

Процедура признания указанных документов по Директивам ЕС при сертификации механических транспортных средств и прицепов в Российской Федерации приведена в п. 6 главы II настоящего документа.

Признание сертификатов соответствия или других документов, выданных зарубежными органами, осуществляет орган по сертификации, проводящий сертификацию заявленной продукции.

Для признания указанных документов заявитель направляет заявку по установленной в Системе форме, указанной в приложении 3 к настоящему документу. К заявке должны быть приложены:

копии сертификатов соответствия или других документов и материалов, установленных правилами международной или региональной системы (соглашения) по сертификации;

копии протоколов испытаний, проведенных отечественными или зарубежными испытательными лабораториями на соответствие техническим требованиям нормативных документов, установленным в системе к конкретному виду сертифицируемой продукции и не оговоренным в признаваемом документе.

В случае недостаточности оснований для признания результатов сертификации, проведенной зарубежными органами, орган по сертификации может поручить испытательной лаборатории провести повторные испытания в полном объеме или по некоторым характеристикам для подтверждения соответствия продукции установленным техническим требованиям.

На основе анализа полученных документов и материалов орган по сертификации принимает решение о признании результатов сертификации, проведенной зарубежными органами, и о выдаче российских сертификатов соответствия.

6.8. Срок действия сертификата соответствия, как правило, устанавливается не более четырех лет. При принятии решения о продлении срока действия выдается новый сертификат соответствия.

При изменении ранее сертифицированной конструкции орган по сертификации должен переоформить ранее выданный сертификат соответствия на основании проведенной им экспертизы представленной документации, а при необходимости - с учетом заключения испытательной лаборатории. В этом случае к регистрационному номеру по единому реестру ранее выданного сертификата добавляется индекс P1, Р2 и т.д. Ранее выданный сертификат теряет силу.

6.9. "Одобрения типа транспортного средства" выдаются на срок не более трех лет. Срок действия устанавливается с учетом срока действия имеющихся сертификатов, объема технических требований, соответствие которым подтверждается при сертификации, объема, характера и условий производства (ввоза) продукции.

Каждому "одобрению типа транспортного средства" присваивается номер, имеющий общую (идентифицирующую орган по сертификации) и индивидуальную (включающую в себя пять последовательных цифр) части. При подтверждении изготовителем неизменности типа транспортного средства номер следующего "одобрения типа транспортного средства" совпадает с номером предыдущего с добавлением индексов продления П1, П2 и т.д. При внесении изменений в конструкцию оформляется "одобрение типа транспортного средства" с добавлением индекса распространения (P1, P2 и т.д.), срок действия которого начинается с момента выдачи данного нового документа. Вносимые изменения должны быть выделены в тексте. Предыдущая версия документа теряет силу.

6.10. Информация о наличии "одобрения типа транспортного средства" помещается в табличке изготовителя или на специальной табличке, где проставляется Знак соответствия по ГОСТ Р 50460 и полный номер одобрения типа транспортного средства по Государственному реестру.

Для маркировки продукции, сертифицированной на соответствие Правилам ЕЭК ООН, используются знаки официального утверждения, установленные конкретными Правилами ЕЭК ООН.

6.11. Участники системы обязаны обеспечивать конфиденциальность представляющей коммерческую тайну информации, получаемой от изготовителей и организаций в ходе деятельности по сертификации и аккредитации, за исключением конечных результатов испытаний, а также вопросов, касающихся требований безопасности.

6.12. Официальным языком системы является русский. Документы, представляемые в орган по сертификации для получения "одобрений типа транспортного средства", подаются на русском языке и, в исключительных случаях, на одном из официальных языков Женевского Соглашения 1958 г. (английском, французском).

В случае сертификации продукции на соответствие Правилам ЕЭК ООН в рамках Женевского Соглашения 1958 г., помимо технических описаний на русском языке представляются технические описания на английском или французском языках.


7. Финансирование работ по сертификации


Оплата работ по сертификации транспортных средств, их составных частей, оборудования и запасных частей на всех этапах (анализ документов и идентификация объекта, испытания, проверка производства, инспекционный контроль и др.) производится заявителем на основании договора (контракта), заключаемого между заявителем и органом по сертификации (испытательной лабораторией).