Решение Верховного Суда РФ от 15 апреля 2009 г. N ГКПИ08-2248 Об оспаривании в части подпункта "з" пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153

Решение Верховного Суда РФ от 15 апреля 2009 г. N ГКПИ08-2248


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.В.И. об оспаривании в части подпункта "з" пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - Правила).

Пунктом 44 Правил предусмотрено, что для получения сертификата гражданин - участник указанной подпрограммы (далее - подпрограмма) представляет следующие документы:

а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 5;

б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи;

в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;

д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;

е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);

ж) обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания;

з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а"-"г" пункта 5 Правил.

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в данном пункте, сертификат не выдается.

П.В.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать подпункт "з" пункта 44 Правил противоречащим закону в части ограничения перечня документов, подтверждающих отсутствие жилых помещений для постоянного проживания граждан-участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а"-"г" пункта 5 Правил, только справкой квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.

В заявлении указано, что П.В.И. в 1984 г. получил от Министерства обороны Российской Федерации в г. Смоленске на семью из трех человек однокомнатную квартиру жилой площадью 18,4 кв.м. В связи с тем, что размер данной квартиры был менее установленных норм предоставления, он в установленном порядке был включен в очередь на улучшение жилищных условий. В апреле 1993 г. заявитель был уволен из Вооруженных Сил Российской Федерации по сокращению штатов, на момент увольнения его выслуга составляла 21 год 6 мес. С октября 1993 г. он состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку военнослужащих, уволенных в запас, в администрации г. Белгорода и является участником подпрограммы по подпункту "г" пункта 5 Правил.

Подпункт "з" пункта 44 Правил препятствует заявителю в реализации права на получение жилого помещения, установленного пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Отсутствие жилого помещения для постоянного проживания может иметь место не только вследствие сдачи жилья по последнему месту службы, но и по решению суда о признании лица утратившим право пользования жилым помещением, как в его случае. Однако Правила в оспариваемой части этого обстоятельства не учитывают, в результате чего он, не имеющий возможности получить справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья, которое решением суда оставлено в пользование его бывшей жене и сыну, лишен права на получение государственного жилищного сертификата.

Заявитель просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о его времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представители Правительства Российской Федерации А.Г.Л. и Б.А.Н. требование П.В.И. не признали, ссылаясь на то, что Правила в оспариваемой части не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

Заслушав объяснения представителей заинтересованного лица и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Л.Е., полагавшей, что требование заявителя подлежит удовлетворению, суд находит заявление П.В.И. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 г. принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из приведенной нормы следует, что выдача государственных жилищных сертификатов является одной из форм обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 г. принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Оспариваемые Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы. Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (пункты 1 и 2 Правил).

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. N 1062, в редакции от 9 июля 2007 г. N 861, "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" Правительство Российской Федерации уполномочено утвердить порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан, к которым, исходя из содержания пункта 1 названного Указа, относятся и граждане, уволенные с военной службы. Таким образом, Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по установлению перечня документов, которые должны быть представлены гражданами, уволенными с военной службы, для получения государственного жилищного сертификата. С учетом изложенного оспариваемое предписание Правил об обязательности представления гражданами, уволенными с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшими в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г., справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В то же время по смыслу пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы и до 1 января 2005 г. принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями путем выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена гражданами по не зависящим от них причинам. В таких случаях граждане вправе поставить вопрос о признании права на получение жилищного сертификата в судебном порядке.

Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации, решил:

П.В.И. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.


Решение Верховного Суда РФ от 15 апреля 2009 г. N ГКПИ08-2248


Текст решения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение